Эксперт ООН Лейлани Фарха приветствовала новую жилищную политику Канады, в основе которой лежит защита прав человека, борьба с бездомностью и стремление улучшить жилищные условия граждан, сообщается на сайте международной организации.
«Новая канадская политика содержит все основные элементы правозащитного подхода [к жилищному вопросу]. Она не только на законодательном уровне устанавливает право человека на жилье, но также создает механизмы, позволяющие обеспечить подотчетность правительства и преодолеть системные преграды, усложняющие доступ к достойному жилью. Эта модель может служить примером для других стран», – сказала спецдокладчик ООН по праву на жилье.
Несмотря на то, что Канада входит в десятку ведущих экономик мира, в стране насчитывается 235 тыс. бездомных людей. Более миллиона семей остро нуждаются в доступном жилье.
«Если правительство Канады – с её историческим нежеланием признавать за гражданами право на жилье – смогло принять национальную жилищную стратегию, учитывающую права человека, то это могут сделать и другие страны», – сказала Фарха.
Она напомнила о том, что сегодня в мире около 1,8 миллиарда людей либо вообще не имеют жилья, либо живут в неприемлемых условиях, и призвала все страны разработать адекватную жилищную политику.
Национальная жилищная стратегия Канады
Прежде чем обратиться к самой стратегии, стоит упомянуть, что средняя стоимость жилья в Канаде с 1979 года (за 40 лет) выросла приблизительно в 4 раза. Пик был достигнут в 2017 году. Про стоимость недвижимости в финансовой столице страны - Торонто - в начале 2017 года было даже говорить страшно. Там нередко хибары (не преувеличение) с завышенной оценочной стоимостью в $100-200 тыс. улетали на аукционе за миллион долларов.
Это во многом последствия общей тенденции последних десятилетий, когда в развитых странах значительно расширялась доступность дешёвых ипотечных кредитов на фоне неплохой общеэкономической ситуации и дерегулирования финансовых рынков. В Канаде также сильно влияние частных инвесторов из США.
Кстати, самый известный пузырь на ипотечном рынке лопнул в США в 2007 году. Он привел к мировому финансовому кризису в 2008 году путем обесценения ипотечных облигаций. Стоимость жилья в США тогда резко упала. Однако в это время цены на недвижимость в Канаде даже не подумали снижаться. Наоборот, они впитали в себя всё американское разочарование инвесторов и взметнулись к следующим рекордам.
После финансового кризиса 2008 года центробанки всех развитых стран, включая канадский, для преодоления кризисных явлений в макроэкономике вообще стали придерживаться очень мягкой денежной политики, которая дополнительно стимулировала рост ипотеки за счёт уникально низких процентных ставок. Кстати, что-то похожее было и в Австралии.
Уже в начале 2015 года Международный валютный фонд, выказывая серьёзную озабоченность, называет долг домохозяйств по кредитам в размере $1,8 трлн и перегретый рынок недвижимости двумя главными угрозами для экономики Канады (размер ВВП Канады - $1,82 трлн).
Правительство молодого Джастина Трюдо, выигравшего выборы 2015 года за счёт лозунга «легализуем каннабис», озаботилось разработкой национальной жилищной стратегии, которая должна была расширить доступность жилья для малообеспеченных граждан на фоне непрекращающегося разогрева рынка.
С приходом в Белый дом нового президента США Дональда Трампа в 2017 году, который постепенно сбил экономический рост у торговых партнёров своей страны, ситуация постепенно поменялась. Канадский центробанк по примеру своих коллег из США стал даже ужесточать денежную политику. Цены на жильё в Канаде перестали расти, но не упали.
22 ноября 2017 года правительство Трюдо разродилось проектом национальной жилищной стратегии (начало реализации - 2020 г.). На следующий день мэр Торонто Джон Тори приветствовал документ. Он упомянул, что долгожданная стратегия позволит провести две главные «конструктивные меры»: помочь с созданием доступного жилья в Торонто и оплатить огромные счета за ремонт социального жилья (проживание в нём субсидируется местными властями).
«Здесь в Торонто стратегия и финансирование помогут восстановить наш фонд социального жилья и обеспечить крышу над головой – хорошую и достойную крышу − для 60 000 семей. Было не разумно, когда налогоплательщики в одиночку покрывали стоимость этих ремонтных работ, но неверным был бы и отказ от проведения ремонта», − заявил Тори.
В масштабе Канады федеральные инвестиции составят около 15.9 млрд канадских долларов (порядка $12 млрд или 760 млрд руб.). Самое печальное, 11,3 млрд из этих 16 млрд «канадских рублей» будут опять представлять собой кредит по льготной ставке, то есть правительство профинансирует только процентную ставку, сокращая совокупные федеральные расходы до приблизительно 5-6 млрд канадских долларов за 10 лет, или по чуть более полумиллиарда в год. Теоретически это совсем не путь к преодолению проблемы.
Однако общий объем программы с участием федеральных, региональных и частных инвестиций составляет «амбициозные 40 млрд канадских долларов», согласно тексту самой стратегии. Это должно позволить добиться расширенных целей:
- 530 семей избавится от недоступности жилья (смогут стабильно оплачивать проживание);
- 100 тыс. новых домов будет построено;
- 385 муниципальных домов будут отремонтированы и ещё 50 тыс. таких домов созданы;
- 300 тыс. домов отремонтированы или подвергнутся реновации;
- на 50% сократится хроническая бездомность,
- 300 тыс. семей со временем получат субсидии в размере 2500 канадских долларов ежегодно.
Чему так порадовалась эксперт?
С первого взгляда программа канадского правительства выгладит совсем неплохо, и её финансирование соразмерно финансированию российского аналога - нацпроекта «Жильё и городская среда». Канадцы потратят приблизительно 1,9 трлн рублей за 10 лет против 1,07 трлн рублей в России за пять лет. Даже относительно размера своей экономики канадцы напрягутся соразмерно - они потратят те же "около 0,2%" номинального ВВП.
Тем не менее, что приветствовала эксперт ООН, понятно не до конца. Возможно, радость кроется в словах о том, что «Канада исторически не желала признавать за гражданами право на жилье» и, наконец, законодательно его закрепила. То есть Лейлани Фарха могла своим приветствием отметить некий прорыв в менталитете. Но она никак не могла приветствовать ожидаемые результаты программы, так как данные ООН и Канады различаются радикально.
Напомним, что национальна жилищная стратегия Канады говорит не об исчезновении, а об уменьшении вдвое количества бездомных. В отличие от ООН количество бездомных оценивается канадским правительством не в 235 тыс. человек, а в 25 тыс. человек. То есть правительство Канады обещает помочь, скажем мягко, значительно меньшему числу бездомных по сравнению с ожиданиями ООН.
Более того, по словам эксперта ООН, «более миллиона семей остро нуждаются в доступном жилье». В стратегии же правительства говорится, что 1,7 млн канадцев испытывают проблемы с оплатой жилья, включая доступное. В документе прежде всего внимание уделяется социально незащищенным гражданам: самым бедным, матерям-одиночкам, жертвам семейного насилия и так далее.
Между одной семьёй и одним человеком есть заметная разница. В Канаде в среднем женщина рождает 1,5 раза за жизнь, то есть средняя семья состоит минимум из 3 человек. Разница в цифрах ООН (более 3 млн граждан) и Канады (менее 1,7 млн граждан) и в этом плане сильно расходятся.
В конченом итоге канадцы затеяли большое дело. Да, с трудом верится, что их национальная жилищная программа будет реализована в полном объеме и как задумывалось. Для этого есть две основные причины:
- есть слишком неспокойный и влиятельный сосед с юга, чьи деньги непосредственно влияют на цены на недвижимость в Канаде;
- горизонт планирования в 10 лет в нашем нестабильном мире редко позволяет обеспечить строгое исполнение бюджета проекта.
Тем менее пожелаем этой симпатичной стране успеха в двух областях: максимального достижения заявленных целей и сохранения размеров финансирования в объемах, близких к запланированным.