Восьмидесятые - время, когда Андрей Харитонов стал настоящей звездой советского кинематографа, сначала ярко дебютировав в трёхсерийной телевизионной экранизации романа Э.Войнич "Овод", а затем снявшись в широкоформатном художественном фильме "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".
Я не читала литературный первоисточник - поэму чилийского поэта Пабло Неруды - и, к сожалению, не смотрела знаменитую рок-оперу, поставленную Марком Захаровым в театре им. Ленинского комсомола (где я - красноярская студентка-первокурсница, а где - Москва и Ленком), зато я до дыр заслушивала (если можно так выразиться) кассету с записью рок-оперы Алексея Рыбникова.
Когда на экраны вышла "Звезда и смерть...", я была избавлена от сравнений двух актёров, исполнявших главные роли. Собственно, тогда я даже и не знала, что ленкомовского Хоакина играл Александр Абдулов, "мой" Хоакин - это Андрей Харитонов, мстящий за свою Тересу, грустящий о покинутой чилийской земле и задающий вопросы, на которые ни у кого нет ответов:
"Куда подевался мальчик, которым я был когда-то?
Скажите, долгая старость - награда или расплата?
Где умирают птицы?
Сколько лет сентябрю?
Понимает ли море то, что я говорю?
О чём молодая листва поёт весеннему бризу?
Откуда является смерть - сверху или же снизу?"
В конце июня 2019 года завершился жизненный путь актёра. Но роли, которые он сыграл, запомнились многим. Мои любимые - трагический мощный Овод и романтический незабываемый Артур Грэй в экранизации "Алых парусов".