Как же развивается наша эмоциональная сфера?
Источниками эмоционального опыта являются
1- это ВРОЖДЕННЫЕ КАЧЕСТВА. Проводились исследования гендерных предпочтений.
👭Девочки в играх, в основном, создавали внутреннее пространство- домики и наводили там порядок, а🤺🤾♂️🤼♂️мальчики в основном играли во вне- они были воинами, приносили продукты, и т.п. - это врождённые качества и предпочтения.
2- это 🍀БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ- как структурировались нейронные связи в 🧠головном мозге(за эмоции отвечает лимбический мозг).
И здесь можно отметить влияния течения 🤰беременности, состояния здоровья матери, процесса родов и раннего развития ребенка🤱👼, были ли какие то тяжёлые болезни, повреждения головного мозга.
З- это ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ - с детства ребёнок учится ,наблюдая👀👂🤝👨👩👧👧, как значимые близкие ведут себя в тех или иных ситуациях, как они реагируют на грубость, на подарки, на свои и чужие ошибки и т.д. И еще, когда близкие каким то образом реагируют на эмоциональные проявления ребенка. Например, если ребёнку запрещают 🤫🤦♀️👎👊злиться, драться, плакать, не объясняя ему, что он сейчас злится, и как надо это делать, потом уже будучи взрослым, он сам себе будет внутренне запрещать злиться, плакать, подавляя свои деструктивные чувства.
Ребенок принимает все, что он видит, слышит, чувствует в связи с определённым обращением с ним взрослых за правило, что так правильно, это норма☝️. У него формируются определённый набор убеждений по поводу себя, других, жизни в целом.
И хорошо, если эти убеждения адаптивные, т.е они помогают ему чувствовать себя замечательно, быть здоровым, счастливым, создавать гармоничные отношения💑.
Но чаще всего мы имеем набор неадаптивных убеждений, которые с годами все более тяжким грузом давят на нас, ухудшая наше эмоциональное состояние🤯 и качество жизни.
Например, убеждение "надо быть сильной, 💪нельзя распускать нюни", взятое девочкой от мамы, наблюдая за ее поведением, слыша ее слова по отношению к себе, когда плакала и хотелось, чтоб мама взяла "на ручки", в зрелом возрасте заставляет нести на себе все тяготы, не надеяться на мужа, не позволяя себе поплакать, если тяжело, если обидели, запихивая в дальний угол свои неприятные ощущения в теле, постепенно ухудшая своё состояние здоровья.
Произошло запечатывание переживаний, они так и остались в теле, как невытащенная заноза и периодически могут болеть, ныть, когда что то заденет(чем то похожая ситуация, слова, человек, запах).
Или, наоборот, видя как родители или другие значимые взрослые ругаются , выясняя отношения, ребёнок принимает за правило, что именно так надо добиваться своего. Родители не были сами обучены как надо решать проблемные ситуации, не могли понять какое влияние они оказывают на психику ребенка. И тогда, по взрослом возрасте, такой человек перенимает это поведение, разрушая свои отношения, карьеру, здоровье. ...
Что важно сделать родителям?
Необходимо замечать эмоции ребенка, понимать, с чем они связаны, принять их, а не отмахиваться - замолчи, хватит!!!Прекрати!Перестань!
Ведь тогда ребёнок понимает, что он такой живой со своими чувствами родителям неугоден, и он начинает "брать себя в руки" сам, перестаёт чувствовать, что и приводит к неадекватныму выражению эмоций.
Если долго что то подавлять, то оно в конце концов вырывается наружу совсем по незначительном поводу и в неадекватном количестве.
Важно сказать ребёнку, ты сейчас злишься(например), это нормально злиться , когда я тебя отрываю от игры, я тебя понимаю. Потом подождать пока ребёнок выпустит пар, и тогда объяснить важность , почему я тебя сейчас отрываю от твоего любимого занятия.
И еще объяснить, как правильно злиться, чтоб это не принесло вреда ни ему самому, ни окружающим.
Такой процесс называется КОНТЕЙНИРОВАНИЕМ.
Автор: Тольцман М.А.
Врач Психиатр, Психотерапевт
Краснодар 2019 г.
Продолжение следует...