Найти тему
ФОМ

Пионер-антигерой

Как устроен миф о Павлике Морозове

Фигура Павлика Морозова прошла путь от ребенка-героя и образцового пионера до персонажа садистских стишков и символа советской пропаганды. Фотограф Фёдор Телков отправился в его родную Герасимовку в Свердловской области — деревню на двести человек, где местные жители до сих пор поддерживают музей Павлика, а исследовательница пионерского фольклора и литературы Светлана Маслинская рассказала, что произошло с мифом о пионере-герое.

Герасимовка — деревня в Тавдинском районе Свердловской области, примерно посередине между Тюменью и Екатеринбургом — стала известна в общесоюзном масштабе осенью 1932 года, когда в местном лесу нашли двух убитых мальчиков, Павла и Фёдора Морозовых. Согласно версии, которая появилась в советских газетах и стала основой образа пионера-героя, Павлик рассказал властям о том, что его ушедший из семьи отец помогал раскулаченным спецпереселенцам бежать из Герасимовки, выдавая им поддельные документы. Отец попал под суд, и родственники с его стороны якобы и убили в отместку Павлика.

Эта история изменила жизнь деревни на многие годы. Ей присвоили имя пионера-героя, поэтому сюда проложили асфальтированную дорогу среди тайги, в колхозе были высокие зарплаты и лучшая техника. До 1990-х деревня была образцовой — жители соседних населённых пунктов не любили герасимовцев за то, что у них всё есть.

Стела на въезде в Герасимовку

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Стела в Герасимовке. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Убийство мальчиков, совершенное, скорее всего, на бытовой почве, использовалось в пропагандистских целях: в отдалённых уголках советской страны советские люди борются с врагами большевистской власти. Из разных концов страны приходили известия (зачастую сфабрикованные) о юных героях, вступивших в схватку с расхитителями социалистической собственности и саботажниками строительства коммунизма. Широко известны были Коля Мяготин из села Колесниково в Курганской области и Гриша Акопян из Гянджи в Азербайджане — их именами называли улицы, им ставили памятники. Коля Мяготин, услышав рассказ о Павлике Морозове, пишет письмо матери героя, просит считать себя её сыном, а потом повторяет его подвиг: доносит на кулаков-односельчан.

Культ Павлика утверждал доносительство как гражданскую доблесть и социально одобряемую практику. Летом 1934 года прошла кампания «200 лучших едут в Артек»: в общесоюзный пионерский лагерь съезжались дети, совершившие героические поступки, в том числе повторившие «подвиг» Павлика Морозова: «Оля Балыкина, пионерка Татарии, разоблачившая своего отца и вместе с ним группу воров колхозного хлеба. Проня Калыбин, пионер Северного края, разоблачивший свою мать, воровавшую колхозный хлеб. Мотя Потупчик — пионерка Обь-Иртышской области, которая, несмотря на угрозы недобитого кулачья, смело продолжает вести работу в пионерском отряде Павлика Морозова». ( Пионерская правда, 18 июня 1934 г.)

Попытки искать «настоящего» Павлика обречены на провал не только потому, что все очевидцы событий уже ушли из жизни, но и из-за того что его образ был в значительной мере придуман пропагандистами уже после его смерти. К созданию мифа о Павлике Морозове были привлечены лучшие публицисты 1930-х годов. На его фигуру обратил внимание Максим Горький, назвав его «одним из маленьких чудес нашей эпохи», стихи и песни о нём писали маститые литераторы, например, Сергей Михалков и Степан Щипачёв. Повесть, посвящённую жизни Павлика, поручили написать Виталию Губареву — тогда корреспонденту, а в 1940-х уже главному редактору газеты «Пионерская правда».

Встреча официальной делегации в Герасимовке. Фото из личного архива семьи Саковых

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Официальная делегация на месте убийства Морозовых. Фото из личного архива семьи Саковых

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Одна из основных задач этих текстов состояла в конструировании идеального образа пионера на основе понятий, важных для коммунистической идеологии: верности партии, готовности к подвигу ради достижения её целей. В эмоциональном плане у детей формировалось экстремальное мироощущение: нужно быть всегда готовым к подвигу, трудовому или военному.

Образ ребёнка как героя-мученика сложился ещё в христианской системе ценностей. Христианские мартирологи включали и детей, к примеру, царевича Дмитрия. Но именно в ХХ веке «производство» детей-героев было поставлено на поток. Началось оно с героев Первой мировой войны и продолжалось на протяжении всего советского века.

Павлик Морозов — реальный человек, и все авторы жизнеописаний первого пионера-героя опирались на факты: мальчик был убит, тело нашли на болоте. Но далее образ создавался по традиционным лекалам героического нарратива, он собран из «мифологического» конструктора, который веками используют для создания культового героя.

Нарратив о пионерах-героях, независимо от того, боролись они с кулаками и шпионами или с фашистами во время Великой Отечественной войны, устроен по одной структурной модели, истоки которой уходят в христианские мартирологи. Короткая жизнь ребёнка — подготовка к подвигу: он хорошо учится, любит животных, помогает старшим; затем он вступает в противоборство с врагами советской власти и Советской Родины и в итоге погибает в неравной схватке.

Герасимовка и другие места подвига изображались в прессе и детской литературе как глухие, далёкие от крупных городов места — но их удалённость не мешала живущим в разных концах страны детям защищать советский режим. Затерянность этих мест подчеркивалась в стихах и в прозе. Например, Степан Щипачёв в поэме «Павлик Морозов» писал о Герасимовке:

«Леса и леса… За Уралом,

Где зимы намного длинней,

Деревня в лесах затерялась.

Лишь звёзды да вьюги над ней».

Здание школы Павлика Морозова, ныне музей его имени в Герасимовке. Дом, в котором проходил суд над отцом Павлика; ещё раньше здесь жил репрессированный «кулак»

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Дом времён событий 1930-х годов в Герасимовке. В деревне две улицы: Мира и Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Так же пишет о деревне и Сергей Михалков:

«Залегла тайга в тумане сером

От большого тракта в стороне.

Для ребят хорошим был примером

На деревне Паша-пионер».

Удалённость, туман и длинные зимы — все эти составляющие должны были подчеркивать героизм детей, не побоявшихся, даже будучи оторванными от «большого коммунистического мира», встать на его защиту.

Все персонажи названы неполным, уменьшительным вариантом имени: Павлик, Володя, Гриша, Лида и т. д. Детский возраст человека придаёт особое значение подвигу. Если дети-герои оказываются полными тёзками, реализуется запрет на одинаковое имянаречение, чтобы носители культа различали своих героев. Поэтому наряду с первым пионером-героем Павликом Морозовым есть и менее знаменитый Павлуша Морозов, который участвовал в проводимой в 1934 году акции «Дозорные урожая» и прославился тем, что одним из первых устроил смотровые вышки, чтобы надзирать за вредителями и расхитителями колхозной собственности.

Во внешности героев нет ничего экстраординарного. Скорее, напротив, их внешний вид обычен, они не выделяются на фоне остальных детей. Внешняя неприметность героев подчеркивает, что каждый ребёнок способен совершить подвиг, — в этом состояла одна из главнейших задач воспитания.

Единственная сохранившееся фотография Павлика у стен школы с классом

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Единственная сохранившаяся фотография Павлика у стен школы с классом. Павлик — третий справа в верхнем ряду

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Павлик в описаниях, как и положено герою, отличается особыми добродетелями. Некоторые из них вполне традиционны: почитание родителей, любовь к чтению, к природе, тяга к учебе. Павлик показан как старательный ученик, послушный и заботливый сын, помогающий матери-одиночке вести хозяйство после ухода отца.

Фото, присланное Татьяне Семеновне Морозовой в подарок от пионеров. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Грамоты, врученные Татьяне Семеновне Морозовой. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Грамоты, врученные Татьяне Семеновне Морозовой. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Грамоты, врученные Татьяне Семеновне Морозовой. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Другая часть добродетелей относится к советской ценностной системе. Герой активно участвует в общественной работе: Павлик даже считался организатором и председателем первого пионерского отряда в селе Герасимовка. Он смелый и мужественный пионер, мотивация его поступка — активная включённость в процесс строительства советского государства, необходимость информировать советскую власть о вражеских происках.

Подвиг героя всегда показан как не просто преодоление трудностей, а как мучительное их преодоление. Ребенок терпит истязания и пытки, стоически выдерживая страдания. Его смерть показана в деталях: ребенка убивают в тёмное время суток, чаще поздней осенью, во сне или заманивают в пустынное место (окраина села / города, лес, болото, кладбище и пр.) и там жестоко с ним расправляются — так, Павлик получил несколько ножевых ранений, найден был возле болота.

«Особенно большое значение придавалось пионерскому галстуку еще и потому, что он служил символической заменой нательного креста. Они выступали как маркеры антагонистичных форм благочестия. <…> Смена одной системы воспитания (религиозной) на другую (партийную) реализуется и на таком простейшем, предметном уровне».

Леонтьева С.Г. Пионер — всем пример. Отечественные записки, 2004 (3).

Воспитание на примере жизни пионера-героя в послевоенное время стало разделом внеклассных школьных занятий, призванных развивать патриотизм. Дети знакомились с жизнеописаниями героев из канонического списка на тематических сборах. Помимо регулярных пионерских сборов, существовали массовые театрализованные представления, «устные журналы», конкурсы исполнителей рассказов и песен о пионерах-героях, викторины, посвящённые жизни и деятельности героя.

Имена героев носили пионерские отряды и дружины — отряды имени Павлика Морозова исчислялись сотнями. Для получения права носить имя героя собирали материалы о нём, устанавливали связь с его роднёй, отправлялись в паломничество к месту проживания героя и к месту совершения подвига с обязательным посещением родственников, могилы и музея героя. Приобщение происходило за счет прикосновения к конкретному месту, где ходил герой (пройти «дорогами героя»), к месту его проживания и учебы — например, следовало посидеть за партой, за которой сидел герой. Принадлежавший герою объект обладал магической силой: тот, кто посидит за партой Павлика Морозова, будет лучше учиться. В то же время стул, на котором сидел герой, был местом почёта: активист или отличник, буквально «сидящий на месте пионера-героя», выделялся из рядовых членов, приобретая более высокий статус и одновременно получая поощрение.

Пионеры и Татьяна Семёновна Морозова читают книгу о Павлике. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Пионеры и Татьяна Семёновна Морозова. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Пионеры и Татьяна Семёновна Морозова. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Татьяна Семёновна Морозова и пионерка. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Делегация в гостях у Татьяны Семёновны Морозовой. Архив музея Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Культ поддерживался государством в рамках деятельности по увековечению памяти героев. Имена пионеров-героев присваивались улицам, пароходам, производствам, военным и учебным организациям. Устанавливались памятники на родине героев и в местах совершения подвига, проводились конкурсы проектов памятников, сборы металлолома, трудовые рейды и прочие мероприятия, способствующие поддержанию культа, — практически любая общественно полезная деятельность могла осмысляться в рамках культа пионеров-героев.

Портрет Павлика Морозова в герасимовской школе

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Фрагменты экспозиции музея Павлика Морозова. Слева — изображение иконы цесаревича Алексея Николаевича Романова, также убитого в 13 лет

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Фрагмент экспоната в музее Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Фрагмент экспоната в музее Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Детский рисунок, портрет Павлика Морозова. Музей Павлика Морозова

Фото: Фёдор Телков
Фото: Фёдор Телков

Поток пионеров-героев схлынул после Великой Отечественной. А уже в 1970-е годы культ Павлика Морозова стал трансформироваться. Менялись акценты: борьба с кулаками выдвигалась на первый план, а донос на отца затушевывался. Возникли даже садистские стишки о герое пионерских сборов:

«На полу лежит мальчишка,

Весь от крови розовый.

Это папа с ним играл

В Павлика Морозова».

После распада СССР и роспуска пионерской организации подвиг Павлика был переосмыслен, а его героизм дискредитирован: появилось множество журналистских и исторических исследований, целью которых было восстановить реальную картину произошедшего. Наиболее авторитетной в научном мире стала книга Катрионы Келли «Товарищ Павлик», которая рассматривает эволюцию легенды о нём с сентября 1932-го и до конца 1980-х как пример создания культа советского героя. Для этого она старается вписать фигуру Павлика Морозова в контекст исторического процесса — в историю коллективизации уральской деревни начала 1930-х годов. В послесловии книги она пишет:

«… легенда о Павлике Морозове <…> не обладает раз и навсегда определённым значением, и за десятилетия Советской истории многократно преображалась. Пересматривалась буквально каждая подробность в описании как самого героя, так и его жизни: менялись цвет волос и близкие друзья Павлика; имена тех, перед кем он разоблачил своего отца; число людей, на которых он донёс; наконец, характер самого убийства. Различные мотивы легенды приобретали по ходу времени разный вес: одни выставлялись на первый план, другие, напротив, задвигались в тень. Павлик представал то пионером-героем, то образцом гражданской доблести в более широком смысле, проявившейся в том числе в бесстрашном разоблачении собственного отца, то мучеником и жертвой кулацкого заговора. Само имя Павлика Морозова превратилось в понятие, которое в семиотике принято называть "плавающим означающим": оно постоянно дрейфовало в океане значений и отражало менявшиеся представления об идеальном детстве и подростковом героизме.

… Миф, оплаченный страданиями обвиненных в преступлении и моральной деградацией авторов легенды, в конечном счете не сработал. Он не только не создал культуру, в которой доносительство воспринимается как добродетель, но и привел к тому, что любое сообщение о правонарушении стало расцениваться обществом как позорный поступок; не только не сумел романтизировать акт самопожертвования, но и усилил убеждение, что жертвовать собой бессмысленно».

Светлана Маслинская

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!

----

Читайте также:

Воплотить Звенигород

Три осетинских пирога на праздник

Иду в красоту

----

Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru