Искусство наших далёких предков содержит много необычных, диковинных и малопонятных для современного человека вещей. В этой рубрике я знакомлю с подобным творчеством и разъясняю все эти «странности».
1. Ангел убивает ребёнка
Изображение XVIII века рисует на первый взгляд ужасную, оскорбляющую Бога картину: ангел Господень душит молодого парня, а за всем этим спокойно наблюдает монах-пустынник.
На самом деле не всё так ужасно, как кажется. Данное изображение является иллюстрацией к одной из повестей «Римских деяний» — средневекового сборника коротких нравоучительных легенд. В повести рассказывается история об отшельнике, которого всюду сопровождает ангел.
На протяжении истории ангел совершает всякие «злодейства»: ворует у честных людей, убивает ни в чём не повинного путника, делает подарок плохому человеку и т. д. В конце повести ангел разъясняет скрытый смысл этих поступков. В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца.
Конечно, такое объяснение многим всё равно покажется диким. Надо понимать, что подобная грубость и наивность вполне типична для историй того времени. Главное — нравоучение чётко доносило до читателя мысль, что пути Господни неисповедимы, — остальное было не так важно.
2. Череп в поминальной книге XVII века
Может показаться, что череп (который в наше время по большей части ассоциируется с пиратским флагом или обозначением опасности) не совсем подходящее и несколько фривольное изображение для церковного синодика. Однако в христианстве он издревле символизирует бесстрашие перед лицом смерти. Данный тезис подтверждает и стихотворение, расположенное над рисунком: «Вид костей — символ смерти, посмотри на это — всех она ждёт».
3. Телец с книгой
Согласно Библии, ветхозаветному пророку Иезекиилю однажды явилось видение славы Божьей в образе запряжённого в колесницу тетраморфа — крылатого существа с четырьмя лицами: льва, тельца, орла и человека. В христианской традиции эти четыре лика стали ассоциироваться с евангелистами. Телец, как жертвенное животное, стал символическим изображением Луки, который, как известно, уделял большое внимание жертвенной смерти Христа.
Четвёртая часть.
Шестая часть.