Найти тему

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей (ч. 5)

Искусство наших далёких предков содержит много необычных, диковинных и малопонятных для современного человека вещей. В этой рубрике я знакомлю с подобным творчеством и разъясняю все эти «странности».

1. Ангел убивает ребёнка

Изображение XVIII века рисует на первый взгляд ужасную, оскорбляющую Бога картину: ангел Господень душит молодого парня, а за всем этим спокойно наблюдает монах-пустынник.

РНБ. Сборник литературный.  XVIII в. Тит. 1757, л. 5. http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/96E4E9DB-78FE-4A2D-B98B-E48BABB80E1E.jpg
РНБ. Сборник литературный. XVIII в. Тит. 1757, л. 5. http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/96E4E9DB-78FE-4A2D-B98B-E48BABB80E1E.jpg

На самом деле не всё так ужасно, как кажется. Данное изображение является иллюстрацией к одной из повестей «Римских деяний» — средневекового сборника коротких нравоучительных легенд. В повести рассказывается история об отшельнике, которого всюду сопровождает ангел.

На протяжении истории ангел совершает всякие «злодейства»: ворует у честных людей, убивает ни в чём не повинного путника, делает подарок плохому человеку и т. д. В конце повести ангел разъясняет скрытый смысл этих поступков. В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца.

Конечно, такое объяснение многим всё равно покажется диким. Надо понимать, что подобная грубость и наивность вполне типична для историй того времени. Главное — нравоучение чётко доносило до читателя мысль, что пути Господни неисповедимы, — остальное было не так важно.

2. Череп в поминальной книге XVII века

Может показаться, что череп (который в наше время по большей части ассоциируется с пиратским флагом или обозначением опасности) не совсем подходящее и несколько фривольное изображение для церковного синодика. Однако в христианстве он издревле символизирует бесстрашие перед лицом смерти. Данный тезис подтверждает и стихотворение, расположенное над рисунком: «Вид костей — символ смерти, посмотри на это — всех она ждёт».

РНБ. Синодик.  XVII в. Q.I.245, л. 53 об. http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/7CFE456B-A501-4719-AC86-489DE7C2A34E.jpg
РНБ. Синодик. XVII в. Q.I.245, л. 53 об. http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/7CFE456B-A501-4719-AC86-489DE7C2A34E.jpg

3. Телец с книгой

Согласно Библии, ветхозаветному пророку Иезекиилю однажды явилось видение славы Божьей в образе запряжённого в колесницу тетраморфа — крылатого существа с четырьмя лицами: льва, тельца, орла и человека. В христианской традиции эти четыре лика стали ассоциироваться с евангелистами. Телец, как жертвенное животное, стал символическим изображением Луки, который, как известно, уделял большое внимание жертвенной смерти Христа.

РНБ. Евангелие.  XVI в. ОЛДП Q. 84, л. 1. http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/5A2DBB32-30F9-4264-B41A-1F220B4DC899.jpg
РНБ. Евангелие. XVI в. ОЛДП Q. 84, л. 1. http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/5A2DBB32-30F9-4264-B41A-1F220B4DC899.jpg

Четвёртая часть.
Шестая часть.