Найти тему
ABW

Купить автомобиль - и не пожалеть. Часть 5. Проверяем мотор, коробку, ходовую - и не верим в копеечные проблемы

Прошлый раз мы рассказали о том, на что обращать внимание при осмотре кузова. Сегодня же поговорим обо все остальном: двигателе, трансмиссии, ходовой части. Но начнем с салона, который также является ценным кладезем информации. 

Осмотр салона

-2

Салон способен много рассказать о прежней жизни автомобиля, в частности, об интенсивности эксплуатации, аккуратности прежних владельцев, а возможно - и о реальном пробеге. О последнем косвенно позволит судить состояние рулевого колеса, педалей, рычага КПП, дверных ручек, сидений, причем в первую очередь водительского. 

-3

Понятно, что накладки на педалях можно заменить, равно как и кожаную обшивку руля или всю "баранку" целиком. Заводскую обшивку сидений можно сохранить, эксплуатируя автомобиль в чехлах. Но просиженное кресло водителя целесообразно менять разве что в случае с дорогой и "маржинальной" моделью, иначе оно также укажет на то, что на машине ездили немало. 

То же и с дверными картами, пластиком и прочей фурнитурой: менять все в комплексе ради более высокой продажной цены далеко не всегда целесообразно. 

-4

Если сиденья в чехлах, попросите продавца снять их (хотя бы с водительского кресла и заднего дивана). Часто чехлы используются при продаже как раз с целью скрыть состояние "родной" обшивки. 

Внимательно осмотрите дверные карты, переднюю панель, обшивку багажника. Следы разборки салона (царапины на заглушках и головках саморезов) должны вызывать вопрос о том, почему снимался тот или иной элемент обшивки. На самом деле это могли сделать, например, в процессе установки аудиосистемы или прочих работ по усовершенствованию автомобиля. Но точно так же это может быть признаком ремонтных работ. 

Обратите внимание на состояние передней панели. Нет ли следов монтажа какого-то дополнительного оборудования, например таксометра или рации? 

-5

Проверьте наличие и работу ремней безопасности на всех сиденьях. 

Какой запах в салоне? Если вовсю благоухает ароматизатор, возможно, продавец пытается сбить характерный затхлый запах, который указывает на повышенную влажность сейчас или в прошлом. Это может быть как результатом подтопления машины, так и признаком проблем с дренажной системой. Здесь имеет смысл присмотреться к обивке и обшивке в нижней части салона: не отличается ли она по цвету, нет ли на ней следов потеков. Присмотритесь к ковру на полу - в идеале (если есть подозрения на проблемы) его следует поднять и посмотреть, в каком состоянии пол под этим покрытием. 

-6

Не забудьте проверить комплектацию автомобиля и сравнить ее с заявленной, а также еще раз уточнить, что идет в комплекте с автомобилем. 

Спросите про наличие сервисных документов и проверьте записи в них. 

Проверка функционального оборудования

-7

В одной из ранних частей мы уже говорили, что не стоит верить заявлению продавца о том, что обнаруженный дефект устраняется за пять минут и 10 рублей. Если так, почему он до сих пор не устранен? Ведь его наличие снижает привлекательность "товара"! Часто устранение мелочи может обойтись куда дороже, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому по-хорошему проверяем основное (и наиболее затратное в случае ремонта) оборудование, а в идеале обращаем внимание на все!

Здесь также рекомендуем иметь перед глазами чек-лист, чтобы ничего не пропустить. Вот основные позиции:

-8

- центральный замок, иммобилайзер, сигнализация, ключи. Проверяем КАЖДЫЙ из имеющихся в наличии ключей: он должен открыть и закрыть ("с ключа" и "с пульта") двери, позволить включить зажигание и завести двигатель. Уточните количество ключей, спросите, есть ли дополнительные сервисные ключи. Имеется ли карточка с кодом для заказа ключей у производителя? Не забудьте проверить дистанционно открывание лючка бензобака, крышки багажника; 

-9

- климат-контроль или кондиционер должен включаться и работать. Если нет, считайте, что его нет или его восстановление будет стоить дорого. В случае с климат-контролем важна не только прохлада из дефлекторов, но и работоспособность во всех возможных режимах. Часто проблемы возникают в системе управления воздушными заслонками, поэтому переводите потоки с "ног" на "фронт" и "стекло" - убедитесь в том, что система переключается. То же самое с температурными режимами и прочим функционалом. И не забудьте проверить, что вентилятор может работать на всех предусмотренных скоростях;! 

-10

- люк, как механический, так и тем более электрический, требует проверки работоспособности во всех предусмотренных режимах. Попутно обратите внимание на состояние скрытых при закрытом положении элементов. Ненавязчиво поинтересуйтесь у владельца, когда последний раз он проверял дренажную систему люка; 

- аудиосистема. Проверяем ее работу хотя бы в наиболее востребованных вами режимах; 

- мультимедийная система встречается все чаще. Здесь, как и в случае с подержанным смартфоном или планшетом, "пробегитесь" по основным закладкам у убедитесь в том, что все работает, а система отвечает на управляющие действия через тачскрин, шайбу и клавиши; 

-11

- "электропакет". Особенно тщательно проверяем электропривод и функцию складывания зеркал, но не забываем про стеклоподъемники; 

- сиденья. Проверки требуют даже механические регулировки, а электрические - тем более! Ремонт электропривода может быть копеечным, а может обойтись в серьезные деньги. Также не забываем проверить электрообогрев (повреждение нитей на старой машине дело обычное), если есть - функцию вентиляции и массажа;

-12

- стеклоочистители и стеклоомыватели. Это касается и стекол, и фар. В кузове универсал обратите внимание на работу всего оборудования, находящегося на крышке багажника: со временем в районе петель крышки может переламываться жгут проводов или подающая воду трубка;

- работа светотехники проверяется так же, как перед прохождением гостехосмотра: убедитесь, что в машине работает ближний/дальний свет, противотуманные фары, указатели поворотов, стоп-сигналы, подсветка "номера". Особенно важно убедиться в работоспособности LED, потому как ремонт или замена обойдется недешево. Если на любую обнаруженную неисправность продавец говорит, что всего лишь лампочку заменить, - пусть заменит;

-13

- приборная панель, дисплей бортового компьютера, дополнительные информационные дисплеи, проектор на лобовое стекло - проверьте их на корректность отображения информации, отсутствие "выпадающих" пикселей. Проверьте работу контрольных ламп в момент включения зажигания и дальнейшего пуска двигателя; 

- проверить наличие систем активной безопасности в статике нельзя, но по контрольным лампам и клавишам включения/отключения можно понять, должна ли быть, например, система курсовой устойчивости или противобуксовочная система. Проверить их работу (или даже работу ABS) в движении позволит не каждый продавец, да и не всегда для этого есть условия. Тогда см. следующий пункт;

-14

- опрос систем и чтение ошибок при помощи сканера - обязательная часть проверки любого современного автомобиля, особенно если необходимо проверить наличие и статус надувных подушек и прочих систем активной и пассивной безопасности. Но скорее это уже относится к этапу общей диагностики на СТО (или проверяющим специалистом). 

Под капотом 

-15

Ушлые продавцы научились неплохо маскировать неисправности двигателей. А в случае с современными технологиями проверка во многом сводится к диагностике при помощи специального оборудования и программ. Но на этапе отбора кандидатов сгодятся и дедовские методы. Просто внимательно смотрим, слушаем и анализируем. 

-16

Для начала откройте капот и оцените состояние моторного отсека. Все чисто вымыто? Возможно, это действительно аккуратность прежнему владельца, но чаще всего - стремление скрыть утечки технических жидкостей. Слишком грязное подкапотное пространство, наоборот, способно рассказать об условиях эксплуатации автомобиля.

Так что смотрим внимательно!

-17

Осмотрите сам двигатель, обратите внимание на клапанную крышку, стык ГБЦ с блоком, а также стык блока с поддоном. Если есть возможность, осмотрите места в области сальников. Нет ли утечек масла, охлаждающей жидкости? 

-18

Достаем щуп, проверяем уровень масла, обращаем внимание на того, какого оно цвета. Одновременно с этим стоит уточнить, когда последний раз производилась замена и каков межсервисный интервал. Заодно спросите, какое масло и фильтры используются. Здесь скорее важна сама позиция владельца по вопросу технического обслуживания.

-19

Также осматриваем на утечки систему охлаждения, оцениваем состояние шлангов, радиатора, проверяем уровень антифриза в расширительном бачке. Стоит заглянуть и в сам бачок и оценить на вид залитую жидкость (нет ли в ней следов масла?). Попутно спросите владельца, когда последний раз он менял антифриз и что заливал.

Не закрывая капота, попросите продавца запустить двигатель. В идеале неплохо бы проверить пуск не только горячего, но и холодного мотора, увидеть работу двигателя во всех температурных режимах. Но это возможно не всегда. В любом случае обратите внимание на то, как быстро завелся двигатель от стартера, как долго держались повышенные обороты, как ровно мотор работает при выходе на номинальные обороты. 

-20

Прислушайтесь к работе двигателя, стоя у открытого моторного отсека. Есть посторонние звуки? Часто их издает навесное оборудование (привод навесных агрегатов, ролики, подшипники других агрегатов), но здесь должны насторожить такие вещи, как "потрескивание" цепи ГРМ, "поцокивания" гидрокомпенсаторов и т.д. 

Как говорят специалисты, правильная расшифровка данных газоанализатора может много рассказать о состоянии двигателя. дедовский способ - посмотреть на цвет выхлопа (черный в сочетании с запахом топлива скажет о чрезмерно богатой смеси, сизый с характерным сладковатым ароматом - о "масложоре" и т.д.), но если вы не знаете, что такое сизый дым, тогда просто поезжайте к диагностам и доверьте оценку двигателя им!

Зато вы можете оценить работу двигателя в движении в различных режимах: при разгоне, при устоявшейся скорости, на холостых оборотах. Не возникает ли посторонних шумов, вибраций? Не растет ли температура по данным на приборном щитке? Не включается ли постоянно вентилятор системы охлаждения?

Трансмиссия 

-21

При старте с места оцениваем работу трансмиссии: в случае с автоматической коробкой смотрим, насколько плавно работает гидротрансформатор, в случае с МКПП - как работает сцепление. Если оно "схватывает" в самом конце, возможно, скоро потребуется его замена. Любые подергивания, постукивания, другие посторонние звуки - повод присмотреться к коробке внимательнее. При переключениях "механики" обращаем внимание на то, как работает кулиса. Тяжелые переключения обычно вызваны износом приводного механизма, но также причина может крыться в изношенном сцеплении или вилках коробки, а этот ремонт уже может быть недешевым. 

При разгоне, движении с постоянной скоростью прислушиваемся к коробке и вообще трансмиссии: повышенный шум укажет на проблемы с подшипниками валов, характерный гул, меняющий тональность при смене курса, - на изношенные ступичные подшипники. Вибрации, как правило, говорят о проблемах с приводными валами и ШРУСами. 

-22

Для автоматической коробки любого типа оцениваем, насколько адекватно она отвечает на действия "газом" и изменение скорости, насколько плавно переключает передачи. "Пинки" должны насторожить! И это еще одно напоминание о том, чтобы поинтересоваться у продавца, как вообще обслуживалась коробка. 

В случае с полным приводом необходима дополнительная проверка в предусмотренных режимах - с включенной пониженной передачей, блокировкой и т.д. Но это касается внедорожников и старых моделей. Современные автомобили, как правило, оснащаются лишь подключаемым при помощи муфты полным приводом, причем это происходит в автоматическом режиме. В любом случае в процессе езды просто прислушиваемся к работе трансмиссии, обращаем внимание на щелчки, стуки, вибрации и "пинки". 

-23

Осматриваем автомобиль снизу. Даже без ямы или подъемника элементы трансмиссии (корпус коробки, приводные валы, пыльники ШРУСов) будут видны. Здесь обращаем внимание на состояние пыльников и следы масла. 

Ходовая часть

-24

Вообще подвеска, рулевое управление и тормоза - по большей части "расходники", замена которых больших вложений не требует. Тем не менее разбитая рулевая рейка уже может потребовать ремонта или замены, система усилителя руля, будь то чистая гидравлика или электрика, тоже может стоить денег, а "переспать" по кругу многорычажную подвеску никогда не было дешево. Так что проверка ходовой части - это как минимум шанс не потерять потом на незапланированном ремонте, а отчасти - дополнительная возможность оценить автомобиль в целом: у заботливого владельца автомобиль и в этой части будет в порядке, а у разгильдяя разве что колеса отваливаться не будут. Утрируем. Но примерно так оно обычно и бывает. 

Полноценная проверка проводится на яме или подъемнике, но многие проблемы легко выявить и при пробной поездке. Также во время тест-драйва можно проверить то оборудование, которое отвечает за ездовые режимы и управление. Например, режимы работы трансмиссии (ручной, спортивный), круиз-контроль, динамическое освещение и т.д.

-25

Стоя на месте, немного покачайте рулем - не чувствуете люфта? Далее в движении обращайте внимание на то, не передаются ли толчки на руль. Если это происходит при торможении, скорее всего, требуют замены тормозные диски. Если легкие подергивания идут всегда и возрастают с увеличением скорости, это говорит о нарушенной балансировке передних колес (разбалансированные задние обернутся характерной вибрацией "кормы"). 

Оцените работу тормозной системы: попробуйте тормозить с разной степенью интенсивности и обращайте внимание на то, как изменяется усилие на педали, как происходит замедление, нет ли боковых уводов, вибраций и т.д. 

-26

Если установлен электромеханический стояночный тормоз, проверяем его работу (машина должна становиться "на ручник" и сниматься с него). 

Плохая дорога с ямами, на худой конец "лежачий полицейский" - возможность оценить работу подвески. Обращаем внимание на посторонние звуки, а также на то, насколько плавно происходит преодоление неровностей. Опять же это имеет смысл делать лишь в том случае, если вы способны отличить звук сработавшего на отбой амортизатора со стоком изношенной стойки стабилизатора. Если нет, лучше отдать все на откуп диагностам. 

ABW.BY 

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber

Авто
268,3 тыс интересуются