Несмотря на то, что вархаммер — это, в первую очередь, боевая фантастика, авторам книг раз за разом удаётся создавать очень сильные и эмоциональные произведения. Среди всех описываемых событий Ереси Хоруса некоторые события оказываются важнее других, и поэтому произведения о них, подчас, получаются насыщеннее и глубже, чем произведения, рассказывающие о менее значимых для всей вселенной событий. Я одинаково люблю романы про Истваан («Возвышение Хоруса», «Лживые Боги», «Полёт Эйзенштейна»), про Лоргара («Первый Еретик», «Не ведая Страха», «Предатель»), про события в Солнечной системе (рассказы про кустодиев, «Механикум»), но всё же история про 15-ый Легион и Магнуса занимает среди них особое место.
Идеология Империума времён Великого Крестового Похода, часто называемая Имперской Истиной, является весьма своеобразным переложением Эпохи Просвещения 16-17 веков в нашем мире. Главенство разума, поиск истины, попытки объективного восприятия окружающего мира, выход за рамки религиозного восприятия вселенной — это качественные сдвиги, которые произошли в мышлении отдельных людей и привели к масштабным и, зачастую, весьма трагическим последствиям. Теория общественного договора Локка послужила основой для буржуазной революции в Англии и в дальнейшем легла в основу создания США.
Теория Руссо отразилась в якобинском терроре в пост-революционной Франции, а размышления Гоббса стали основой силового (реалистичного) понимания международных отношений. Все они пытались понять окружающий их мир, пытались создать мир, который был бы лучше существующего, но им не всегда это удавалось.
Реализация их идей повлияла на жизни миллионов людей и продолжает влиять до сих пор. Они стремились познать истину, не задумываясь о том, как их идеи сопрягаются с моралью и нравственностью, о том, что установление их ценностей как главенствующих может оказаться губительным для людей. И именно это надо держать в голове при осмыслении того, кем был для Империума Магнус, и чего он желал достичь.
Император, будучи самым великим из людей, сформировал идеологию, которая позволила добиться человечеству невиданного доселе процветания, но эти же и заложил мину замедленного действия для всего Империума. С одной стороны, он сподвиг людей на развитие, на постоянное стремление стать лучше, узнать больше и научиться использовать весь свой потенциал. С другой, — ограничил их понимание в той сфере, изучение которой могло бы подорвать его правление.
Магнус (как Лоргар или Хан) был нацелен на поиск истины, какой бы она ни была, и только этим уже мог подорвать изнутри Империум, если бы подверг критике Имперскую Истину. История двух неизвестных Примархов — это не просто замалчивание неприглядной правды, а молчаливое предостережение для тех, кто сунул свой сверхчеловеческий нос куда не следует. И Магнус, несмотря на своё желание нести свет знания, был ничем не лучше своего отца-Императора, когда заключал договор с Тзинчем, чтобы мутации не уничтожили его Легион. Он скрыл это. И уже этой малой ложью он предал своего отца.
Но если не зацикливаться на 15-ом Легионе, то окажется, что у каждого из Примархов в той или иной мере имелось «грязное бельё», которое могло послужить причиной для их тотального уничтожения. Гвозди Мясника и взрывающиеся псайкеры Пожирателей Миров, кровавая жажда сынов Сангвиния, мутации Космических Волков, проблемы с психикой Конрада Кёрза — это всё было «хождением по лезвию», но пока все они выполняли задачи Императора и были орудиями смерти в его руках, вопросы предпочитали не задавать.
Истинное положение вещей замалчивалось, стычки между Примархами и Легионами оставались тайнами. Но Магнус был исключительным, и его просветительские идеалы в сочетании с наивностью и упёртостью сыграли с ним злую шутку — Император не просто посоветовал ему перестать задавать неудобные вопросы, а, как и Лоргара, публично унизил.
Примарх может быть учёным, но не может быть только им — он и полководец, и воин, и герой, и политик. И он, занимая столь высокое положение, должен быть ими всеми сразу и в своей голове искать и устранять ролевые противоречия. Как политик он должен был понимать, к чему могут привести его изыскания (и пример Лоргара здесь показателен).
Но скрытность Императора, отсутствие у него педагогических навыков и силовые методы решения проблем уязвили гордость Магнуса. И то, что случилось дальше, привело к уничтожению Просперо и смерти физической оболочки Примарха 15-го Легиона. Череда событий, внешних и внутренних противоречий, конфликтов, обид и ссор привели к тому, что Тизка была уничтожена, а Император лишился одного из самых верных своих сыновей в грядущей войне с Хаосом.
Роман «Тысяча Сынов» интересен не только из-за того, что совсем недавно вышла книга «Инферно», но и потому что он полон идей и смыслов, которые заставляют задуматься не только о событиях Ереси, но и об окружающем мире. Книга не только пропитана пафосом эпохи Просвещения, но и позволяет самому прочувствовать, что испытывал Магнус и его сыновья до Никеи и после. Это точка зрения Тысячи Сынов в интерпретации Грэма Макнилла и она во многом противоречит взгляду Космических Волков, которым оказался посвящён роман Дэна Абнетта «Сожжение Просперо».
Роман «Первый Еретик» будет опубликован лишь спустя полгода после выхода «Тысячи Сынов» и позволит вновь взглянуть на те ошибки, которые совершил Император. То, что было рассказано Макниллом — это не просто случайность, это закономерное событие, и оттого читать данную книгу становится лишь тяжелее. И, если вы её ещё не прочли, то я бы очень посоветовал это сделать — она очень и очень хорошая.