Найти тему
Мнемозина

Третий фронт Великой Отечественной

Двадцать второго июня 1941 года началась битва не только за территории и ресурсы, но и за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны. Если согласно принятым в СССР условным делением фронтов Великой Отечественной первым являлись все оборонительные и наступательные операции Красной Армии, а вторым — действия союзников, то третьим являлся фронт информационно-пропагандистский. Гитлеровских и советских пропагандистов отличали мотивы "трудового героизма": агрессивной нацистской истерии и лжи про освободительские щедроты наши художники, поэты, композиторы противопоставили "ярость благородную" против захватчиков, в планы которых на самом деле не входило сохранение русской и других наций.

Битва на "третьем фронте" началась в первые же дни войны. Уже 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Композитор А. В. Александров написал к ней музыку, а 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале группа Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

Включились в бой и советские художники. Советский плакат Великой Отечественной развил традиции и достижения пропагандистов и агитаторов времен Гражданской войны, причем многие из них поработали в оба периода.

Один из популярных мотивов советского плаката Великой Отечественной войны — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

-2

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Плакаты выпускались не только на русском, но и на других языках народов СССР, в первую очередь - на языках союзных республик, подвергшихся нападению фашистской Германии.

-3

Советский плакат мобилизовал не только на боевые, но и на трудовые подвиги. Великая Отечественная война потребовала огромных расходов. Объем ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941-1945 гг., составил 582,4 млрд рублей.

Чтобы возместить эти затраты, с 1942 по 1945 год выпускались специальные займы.

-4

Вот что писала газета "Красная звезда" 14 апреля 1942 года:

"Советские люди должны помочь Родине в трудный для нее час не только своей самоотверженной и отважной борьбой с врагом, не только своим неутомимым и плодотворным трудом, но и материально, своими сбережениями, своим трудовым рублем. 10 миллиардов рублей, которые должен дать Государственный Военный Заем 1942 года, как могучая вешняя струя, вольются в наш народнохозяйственный организм и вызовут к жизни новые заводы, новый поток вооружения, боеприпасов.
...Выпуском Государственного Военного Займа 1942 года советское правительство обращается к лучшим чувствам советских людей, к их патриотизму. Выпуск займа — это призыв Родины к своим сынам и дочерям, призыв о поддержке Родины в трудный для нее момент. Нет сомнения, что этот призыв найдет горячий отклик в сердцах всех советских людей, всех воинов Красной Армии.

Подборка советских плакатов Великой Отечественной войны

Понравилось? Нажмите "палец вверх".

Хотите узнать,что будет дальше? Подписывайтесь на канал!

Хотите дополнить автора или поспорить с ним? Оставьте свой комментарий, поделитесь материалом в соцсетях и привлеките в поддержку вашего мнения своих друзей.