В России сегодня поздравляют специалистов минно-торпедной службы ВМФ… Между прочим, первое в мировой истории минное поле соорудили именно на пути к Кронштадту – и как раз в этот день 1855 года на нём подорвутся два пароходофрегата англо-французской эскадры…
(Как мы помним, Крымская война велась вплоть до Дальнего Востока – в данном случае потенциальной целью могла оказаться столица!..) Мощность мин была невелика – но ремонт неприятельским судам потребовался; а самое главное – дальше осмотрительные европейцы соваться не рискнут, и некоторое время будут развлекать русскую публику своими, якобы, угрожающими манёврами. Как писал в те дни Фёдор Тютчев: «…образовалась непрерывная процессия посетителей в Ораниенбаум и на близлежащую возвышенность, откуда свободно можно обозревать открывающуюся великолепную панораму, которую они развернули перед нами, невзирая на дальность пути и столько понесённых ими расходов. Намедни императорская фамилия отправилась туда пить чай, подняв в виду их флотов императорский штандарт, чтобы помочь им ориентироваться».
…Само словечко «torpedo», видимо, внедрил ещё Фултон (который гораздо больше интересовался подлодками, чем походя изобретённым пароходом; к слову, «torpedo» – это латинское название электрического ската). Затем мы находим «самодвижущееся торпедо» у нашего инженера Александровского – он предложит его в 1865 году (что интересно – тоже в комплекте с уже разработанной им подводной лодкой).
…Увы, морское министерство долго думало – и на следующий год торпеду успеет запатентовать англичанин Роберт Уайтхед...(Александровский продолжит свои исследования – причём за собственный счёт! – и добьётся немалых успехов, но чиновники предпочтут закупать торпеды у надёжного британского партнёра…)
…Однако!.. Английские торпеды упорно будут лететь мимо цели – пока не попадут в умелые руки лейтенанта Степана Макарова. Именно его боевой пароход «Великий князь Константин» в январе 1878 года потопит торпедой (которую русские моряки ещё долго будут называть «самодвижущейся миной») турецкий «Интибах» на рейде Батуми – и это событие станет первой успешной торпедной атакой в истории этого оружия.
P.S. …Справедливости ради – успех придёт к Макарову не с первой попытки. Также заметим – ещё раньше он отметится изобретением мин собственной конструкции – а позже станет главным разработчиком, а затем и командиром первого в мире тяжёлого ледокола «Ермак». (Строить судно, правда, опять доверят англичанам). В 1904-м, уже вице-адмиралом, Макаров погибнет во время русско-японской войны – по трагическому совпадению, броненосец «Петропавловск» подорвётся именно на мине… (Среди шестисот жертв окажется знаменитый баталист Верещагин). Впрочем, это – совсем другая история.