Найти тему
Тимофеева Наталья

Красавец Гент

Вид на центр города с моста Святого Михаила
Вид на центр города с моста Святого Михаила

Когда мы прилетели в Бельгию, в аэропорту Брюсселя на паспортном контроле служащий спросил о цели и плане поездки. Мы честно признались, что мы туристы и прямо сейчас едем на поезде в Амстердам, через три дня приедем в Гент, а уже из Гента съездим в Брюгге и в Брюссель. Служащий оценил наш план, заявив, что Брюгге и Гент – два самых красивых города Бельгии. Безусловно, он прав, и мы в этом сами убедились. Причем Гент едва ли уступает Брюгге.

Самая красота Гента – вся в центре. Это величественные старинные здания, отражающие роскошь богатого города, каким был Гент всю первую половину второго тысячелетия – с XI по XVI век. В те времена Гент был одним из самых больших и богатых городов Европы.

На следующей фотографии видны все три наиболее знаменитых башни:

Слева направо: церковь Святого Николая, Белфорт и собор Святого Бавона
Слева направо: церковь Святого Николая, Белфорт и собор Святого Бавона

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая, вид с запада
Церковь Святого Николая, вид с запада

Святой Николай в Западной Европе считается покровителем многих слоев общества, в частности лодочников и торговцев. Первая церковь на этом месте, рядом с оживленным пшеничным рынком (Коренмаркт) и гаванью реки Лейе, появилась еще в XI веке. Нынешнее здание начали строить в XIII веке в стиле Шельдской готики (по названию реки Шельды, в которую впадает река Лейе на территории Гента), позже оно перестраивалось внутри и достраивалось снаружи.

Церковь Святого Николая, вид с востока
Церковь Святого Николая, вид с востока

До того, как построили Белфорт, над сводом церковной башни было помещение для стражи, где висел городской колокол. Первоначально башню венчал элегантный высокий шпиль, который разрушился от сильного штормового ветра в 1673 году, и восстанавливать его не стали. В конце XVI века возникли проблемы с устойчивостью здания, его всячески укрепляли вплоть до конца XX века. В результате последней реставрации церковь приобрела вид средневекового здания XIV века.

Интерьер церкви  Святого Николая
Интерьер церкви Святого Николая

Одно из сокровищ церкви – орган, созданный французским мастером Аристидом Кавайе-Колем (в Москве в Большом зале Московской консерватории тоже установлен орган этого мастера).

Орган
Орган

Белфорт

Белфорт, вид с запада, от церкви Святого Николая
Белфорт, вид с запада, от церкви Святого Николая

В средние века почти в каждом фламандском городе была городская башня – белфорт. Такие башни служили символом демократии, богатства и величия городов. Первоначально это были сторожевые или дозорные башни, в которых висел набатный колокол. Затем в них стали также хранить документы, подтверждающие муниципальные привилегии.

В 1999 году гентский Белфорт вместе с 23 подобными башнями во Фландрии и 6 в Валлонии включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота гентского Белфорта 91 метр, и он считается самым высоким белфортом в Бельгии.

Позолоченный дракон, такой же находится на шпиле башни
Позолоченный дракон, такой же находится на шпиле башни

Белфорт построили в XIV веке. Шпиль увенчали фигурой позолоченного дракона. Для размещения растущего числа колоколов верхние части здания несколько раз перестраивались. Нынешний каменный шпиль, выполненный в стиле архитектуры XIV века, был сооружен в начале XX века.

В подобных башнях традиционно устанавливали карильон – механический музыкальный инструмент, соединенный с часовым механизмом, который перед боем часов воспроизводит короткие мелодии. В гентском Белфорте карильон работает в автоматическом режиме благодаря использованию музыкального барабана. У меня в детстве была музыкальная шкатулка, которую надо было заводить ключиком. Внутри шкатулки был очень похожий барабан, только совсем маленький.

Музыкальный барабан
Музыкальный барабан

Главный колокол звонил только в связи с важными событиями, например, предупреждал о пожаре, призывал к защите города от врагов или извещал о победе.

Колокол
Колокол

На башню можно подняться на лифте.

Вид с башни на город, на переднем плане Ратуша
Вид с башни на город, на переднем плане Ратуша
Вид на церковь Святого Николая
Вид на церковь Святого Николая

В XV веке, когда текстильная промышленность Гента достигла расцвета, к башне пристроили здание гильдии суконщиков, в котором проверяли и измеряли шерстяные ткани, а также заключали сделки.

Белфорт и здание гильдии суконщиков перед ним. Вид с востока, от собора Святого Бавона.
Белфорт и здание гильдии суконщиков перед ним. Вид с востока, от собора Святого Бавона.

В XVIII веке с другой стороны башни сделали пристройку для стражей городской тюрьмы. Барельеф на фронтоне здания изображает сюжет из из древнеримской истории о старике Цимоне, который страдал в тюрьме от голода в ожидании казни. Тюремщик разрешил его дочери Перо навестить отца, а она накормила его своим молоком. Это так впечатлило судей, что старика помиловали. Из-за этого барельефа здание назвали Маммелоккер, что переводится с нидерландского как «сосание груди».

Маммелоккер
Маммелоккер

Собор Святого Бавона

 Собор Святого Бавона, вид с башни Белфорта
Собор Святого Бавона, вид с башни Белфорта

Этот готический собор построили на руинах романской церкви XII века, которая была сооружена на месте деревянной церкви Святого Иоанна. В еще недостроенном храме в 1500 году крестили Карла V. В то время и до 1540 года это была церковь Святого Иоанна. Переименовали ее в связи с тем, что сюда перевели монахов снесенного аббатства Святого Бавона, покровителя Гента.

Интерьер собора
Интерьер собора

В соборе Святого Бавона содержится много художественных ценностей, среди них алтарь в стиле барокко из белого, черного и красного мрамора и дубовая кафедра в стиле рококо с мраморными фигурами.

Центральная часть алтаря
Центральная часть алтаря
Кафедра
Кафедра

Но самая главная ценность собора – это всемирно известный алтарь «Поклонение агнцу». Он также известен как Гентский алтарь. Этот шедевр представляет собой алтарь-складень, состоящий из 24 картин, написанных братьями ван Эйк, Губертом и Яном, в 1432 году. Высота алтаря около трех метров, а ширина в раскрытом состоянии – около пяти. Он установлен в отдельной капелле собора, вход в которую платный, фотографировать там запрещено. В самом соборе выставлена уменьшенная копия алтаря:

Копия Гентского алтаря
Копия Гентского алтаря

Я не буду здесь описывать этот шедевр. Внизу дам ссылку на ресурс, где в мельчайших подробностях можно рассмотреть все детали. Можете сами убедиться в уровне мастерства. В интернете много сайтов с описанием этого алтаря, есть и на русском, например, в Википедии.

Мы были в Генте в начале мая 2019 года, тогда в капелле собора в нижнем ярусе алтаря были выставлены копии, поскольку оригиналы реставрировались в гентском Музее изящных искусств. Мы там также побывали и видели картины нижнего яруса. Реставрация проходит в специальном помещении за стеклом, и фотографировать алтарь тоже нельзя.

Музей изящных искусств. Слева от Христа и Самаритянки Корнелиса де Воса видно застекленное помещение, где реставрируют нижний ярус Гентского алтаря
Музей изящных искусств. Слева от Христа и Самаритянки Корнелиса де Воса видно застекленное помещение, где реставрируют нижний ярус Гентского алтаря

Дом гильдии каменщиков

-21

Напротив церкви Святого Николая, на другой стороне улицы, находится оригинальный Дом гильдии каменщиков XVI века. На вершине ступенчатого фронтона шесть танцоров-флюгеров весело разворачиваются от ветра. Под зданием находится погреб XIII века.

Оригинальным его называют потому, что есть его копия на набережной Граслей. Она была построена к Всемирной выставке 1913 года по сохранившимся чертежам. Как позже выяснилось, оригинал исчез за некрасивыми стенами, а затем был забыт, пока его не обнаружили во время ремонтных работ в 1976 году.

Королевский голландский театр

Королевский театр
Королевский театр

Театр находится на площади между Белфортом и собором Святого Бавона. Здание театра было построено в конце XIX века.

Городской павильон

-23

Городской павильон расположен между церковью Святого Николая и Белфортом. Это современное сооружение трудно назвать красивым по сравнению с окружающими средневековыми зданиями. Но оно, по крайней мере, не перетягивает на себя внимание и более или менее органично вписывается в архитектурный ансамбль центра города. Не упомянуть его тоже не могу, огромные размеры этого павильона не позволяют ему остаться незамеченным. К тому же мы ему благодарны за приют, под этой огромной крышей мы спасались от дождя.
Здание многофункциональное, здесь проводят концерты и организуют рыночную торговлю. Крыша сделана из стекла, дерева и бетона.

Ратуша

-24

Здание ратуши состоит из двух частей разных эпох и стилей. Более старая часть была построена в начале XVI века в стиле поздней готики. Более новую часть в стиле ренессанс пристроили в 1559-1618 годах, она резко контрастирует с первоначальным сооружением. Причем фигуры графов Фландрии были добавлены в ниши готической части ратуши только в начале 1900-х годов. Внутри есть свадебная часовня, где граждане Гента заключают браки.

Почтамт и другие здания, построенные к Всемирной выставке, которая проводилась в Генте в 1913 году

На площади Коренмаркт, напротив церкви Святого Николая, находится еще одно величественное здание, в котором располагался почтамт. Хоть и выглядит оно старинным, но построили его к Всемирной выставке 1913 года. Сейчас там универмаг.

Здание почты, построенное к всемирной выставке
Здание почты, построенное к всемирной выставке

Также к выставке в другой части города построили вокзал Святого Петра и отель «Дворец Фландрии».

Вид из окна нашего отеля на вокзал Святого Петра
Вид из окна нашего отеля на вокзал Святого Петра
Интерьеры вокзала
Интерьеры вокзала
Вид из окна гостиничного номера на бывший отель «Дворец Фландрии». Сейчас это офисное здание
Вид из окна гостиничного номера на бывший отель «Дворец Фландрии». Сейчас это офисное здание

Мост Святого Михаила

Арочный мост Святого Михаила тоже построили в начале XX века к Всемирной выставке на месте низкого поворотного моста.

Вид на мост Святого Михаила с набережной Коренлей
Вид на мост Святого Михаила с набережной Коренлей
В середине моста установлен красивый центральный фонарь с бронзовой статуей Святого Михаила
В середине моста установлен красивый центральный фонарь с бронзовой статуей Святого Михаила

Мост Святого Михаила – отличный ориентир для туристов. Все красоты центральной части города находятся рядом с ним.

Вид с моста Святого Михаила на набережные Граслей и Коренлей
Вид с моста Святого Михаила на набережные Граслей и Коренлей

В Генте столько красоты, что она катастрофически не вмещается в одну статью:) Другие статьи про Гент: про Графский замок, про средневековый порт Гента, про канал Ливе, на берегу которого родился Карл V, император Священной Римской империи, а также про Старый бегинаж.

Все фотографии из личного архива.

Обещанная ссылка на сайт, на котором можно рассмотреть Гентский алтарь даже лучше, чем в соборе и в музее: https://artsandculture.google.com/exhibit/jAJymZszGRczIA