Вадим Осипов, 19-ти летний курсант Военно-космической академии имени Можайского, был освобожден от уголовной ответственности и направлен на на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Напомним, он был обвиняемым по делу подготовки теракта в казарме.
Ранее ему была назначена психолого-психиатрическая экспертиза, установившая у него наличие психического расстройства, которая не позволяла ему осознавать опасность своих действий и руководить ими.
Суд согласился с позицией гособвинения.
Однако, адвокаты правозащитной группы "Агора" хотели оправдательный приговор. Поэтому они намерены обжаловать решение суда.
Мотивы курсанта таковы, он хотел "прославиться и запомниться современникам". Как в произведении Достоевского "тварь ли я дрожайшая, или право имею"
Осипов был в восторге от организаторов колумбайнов в США и высказывался о малом количестве жертв (несоизмеримость усилий).
Преподаватель казармы, по сообщению адвокатов, у их подзащитного нашел лист тетради со схемой казармы и планом ее захвата.
Но в суде Вадим Осипов говорил, что этот план был шуткой, а показания сотрудникам ФСБ он давал принудительно под давлением и действием "оперативных уловок".
Еще в апреле 2018 года, когда уже шел процесс по делу курсанта, суд вынес решение отправить Осипова на лечение в психиатрический стационар - тогда экспертиза показала у него острое полиморфное расстройство с шизоидальными признаками.
В 2018 году суд отправлял его не на принудительное лечение, а "просто на лечение", - подчеркнул судья Евгений Зубов.
Подробно о деле курсанта Осипова
Осипов был взят под арест 13 апреля 2017 года вскоре после того, как у него в тетради нашли от руки нарисованную схему и план захвата казарм, а на его смартфоне - скачанную книгу с инструкцией для террористов, которую признали экстремистским материалом.
Курсант уверял на допросах, что цель этих "зарисовок" - выявление слабых мест в защите казармы.
Были найдены не только эти улики. Велись разговоры и с сослуживцами курсанта. На основании этого Осипову было выдвинуто обвинение в террористическом акте: захвате оружейной комнаты, взрыве бомбы в казарме и на плацу академии во время построения, расстреле курсантов, а также взрыве в центре Петербурга тележки с мороженым.
Адвокаты Осипова указали на тот факт, что в материалах дела нет каких-либо доказательств того, что парень в действительности искал предметы, с помощью которых хотел бы совершить теракт.
Также допросили в суде пятерых однокурсников Осипова, которые фигурировали в деле как свидетели обвинения. Они отказались подтверждать версию следствия о том, что Осипов занимался их вербовкой или склонял к совершению теракта, так отметили защитники курсанта.
"Мы обратили внимание, что на стадии предварительного следствия Осипов подвергался психолого-психиатрической экспертизе, и тогда эксперты пришли к однозначному выводу, что он здоров, а необходимость его повторного освидетельствования встала после допроса сокурсников, которые как раз-таки не подтвердили обвинение", - сообщила группа "Агора".
В приговоре же суда сказано, что когда курсант пытался привлечь сослуживцев к захвату казармы и оружейной комнаты, те посмеялись над ним и восприняли его желание устроить теракт как шутку, думали он шутил. Кроме того, из приговора следует, что курсант не понимал, почему теракт в метро Петербурга в апреле 2017 года не привел к более большему числу жертв.