Если мы взглянем на практически любой танк (и прошлого, и современности), то заметим, что ведущее колесо его находится в задней части гусеничного движителя. Это связано с тем, что двигатель и КПП танка чаще всего располагаются именно в корме. Однако в любом деле есть некоторые исключения!
Взглянем, например, на американский танк времен Второй мировой войны М4 "Шерман":
Двигатель этой машины расположен в кормовой части, а вот ведущее колесо каким-то образом попало вперед. Вообще для заднеприводных автомобилей нормальной является практика, когда под кузовом к задней паре колёс тянется карданный вал. Но танк не автомобиль и у такого решения должно быть хоть какое-то объяснение!
Мои преданные читатели наверняка помнят, что подобную тему мы уже поднимали, но касалась она танков немецких (у них ведущее колесо тоже спереди). У "Шермана", в частности, в переднюю часть перенесены не просто ведущие колеса, а целая трансмиссия, которая связана с двигателем карданом.
Такая компоновка имела следующие достоинства:
- габариты моторного отделения сокращались, что позволяло сместить башню назад и добиться оптимального баланса веса передней и задней частей танка;
- при смещенной назад башне легче было реализовать тяжелое лобовое бронирование с верхним расположением люков для мехвода и радиста;
- расположение башни в центре корпуса уменьшало раскачку ствола на ходу, что способствовало повышению точности стрельбы;
- близкое расположение трансмиссии к механику водителю значительно облегчало управление.
Однако были здесь и весьма существенные минусы:
- ведущие колёса, расположенные спереди, имели больший риск быть уничтоженными вражеским снарядом или миной. Сама трансмиссия, расположенная "на переднем фланге", рисковала быть выведенной из строя при пробитии снарядом лобовой брони. Однако и плюс здесь имеется, т.к трансмиссия может прикрыть собой мехвода или курсового пулеметчика-радиста;
- кардан, связывающий двигатель и КПП, проходил под боевым отделением и занимал достаточно много места (по меркам и без того тесного боевого отделения). Именно из-за этого башня "Шермана" вместе с вращающимся полом была вынуждена подняться выше. Нагляднее это видно на рисунке:
На всех немецких танках времён ВМВ компоновка была похожей, а вот в СССР последним подобным "переднеприводным" танком (поправьте, если были после него еще) был лёгкий танк Т-26. Остальные же машины Советского Союза приводились в движение ведущим колесом, расположенным сзади.
Самым знаменитым представителем современных "переднеприводных" танков является израильская "Меркава" (от I до IV). Однако там пошли немного другим путем, разместив спереди не только КПП, но и весь двигатель.