«Живодерские» операции — удаление фаланг пальцев у котов, подрезание связок у собак, нанесение татуировок и купирование ушей и хвостов - проводят множество российских клиник. После принятия закона об ответственном обращении встал вопрос об их запрещении.
Глава думского комитета по экологии и защите окружающей среды Владимир Бурматов предложил вернуть лицензирование деятельности ветврачей, чтобы в том числе бороться с такими операциями. Радио «КП» спросило у кандидат ветеринарных наук Ильи Середы, чем это обернется для клиник.
К чему привело отсутствие лицензий?
Середа напомнил, что лицензирование существовало до 2007 года и после его отмены начался настоящий бум частных ветклиник, однако контроля за ними практически нет. По его словам, открыть ветеринарную аптеку сейчас гораздо сложнее, чем клинику. Любой человек может набрать врачей или даже фельдшеров и лечить животных.
Никак не регулируется и спектр ветеринарных услуг, в том числе вопросы, касающиеся анестезии. Существуют клиники, проводящие серьезные вмешательства не под анастетиками, а под обездвиживающими препаратами, например , то есть животные чувствуют все, что происходит во время операции.
«На сегодняшний день практически никто не контролирует качество оказания услуг. То есть, если владелец не доволен и считает, что его животному сделали, что то не так, он, естественно, может подать в суд на клинику и так далее, но никаких мер регулирования, скажем так, которые касались бы именно профессиональной деятельности на сегодня не существует», - констатировал Середа.
К чему приведет возвращение лицензирования?
Вместе с тем эксперт не исключает, что возвращение лицензий существенно усложнит работу ветклиник и, возможно, заставит многие из них закрыться. Он также не исключил, что возникнет и коррупционная составляющая, потому что некоторые условия выполнить невозможно.
«У нас есть еще одна большая проблема - это несогласованность ведомств, одни требуют одно и в противовес требуют другое, они между собой никак не общаются и всем угодить нужно, каждое из них имеет серьезные полномочия для того, чтобы тебя закрыть», - добавил ветврач.
Середа добавил, что закрытие части ветеринарных клиник — это позитивный момент — существует множество заведений, которых «лучше бы не было», но добросовестным организациям тоже придется несладко.
Решат ли лицензии проблему «живодерских» операций?
Часть ветклиник уже отказалась от калечащих операций. Это касается обрезания хвостов и ушей и собак. Большинство таких операций сегодня делают сами заводчики. Однако некоторые операции, по мнению Середы, нужно взять под контроль или запретить.
В первую очередь, это такие травматичные операции, как удаление концевых фаланг у котов. Животное испытывает сильные боли после операции, оно не может спастись на дереве от собак, а все ради того, чтобы у хозяев дома мебель оставалась целой.
Впрочем и здесь все может быть неоднозначно. Эксперт рассказал о нескольких случаях из своей практики, когда стоял выбор между подрезкой голосовых связок у собаки и ее усыплением, потому что хозяева заявляли, что жить с постоянно лающим псом невозможно.
Скачать передачу [mp3, 43.2 МБ]