Школа – один из важных этапов в жизни каждого из нас, к тому же занимающий не самую малую часть нашего времени. У кого-то – 9 лет, у кого-то – 11. Кто-то учится лишь для того, чтобы скорее получить аттестат и пойти работать, кто-то трудится для поступления в ВУЗ, а кто-то и сам не знает, ради чего он находится в школе столько лет. Если говорить о ЕГЭ: какую роль здесь играет школа? Сегодня об этом.
Мы привыкли, что учителя и школа в целом нам должны. Как бы оно ни звучало, но это правда так:
– "Не выдали учебники? Нам самим покупать, что ли? Школа должна всех обеспечить!"
– "Почему школьное питание такое дорогое? Всех должны бесплатно кормить!"
– "Как это тебе пятерку не поставили? Учитель должен был пойти навстречу!"
И это лишь некоторые примеры, коих тьма. Слишком много нам "должны". Если же говорить про систему выпускных экзаменов, на тему которой часто ведутся жаркие дискуссии, то и тут неизменно школа нам, конечно же, должна: "Вы должны подготовить наших ребят! Они должны сдать экзамены на 80+ баллов и поступить на бюджет! Вы должны этим заняться!" Так давайте разбираться, кто и что кому должен, да и должен ли вообще.
Прежде всего, стоит понимать, что главная функция школы – дать ребенку базовые знания: научить читать, писать и считать, дать основы по таким предметам, как русский язык и математика, биология и химия, история и география, поддерживать физическое развитие ученика, и так далее. Не без проблем, но все-таки обязательная часть программы выполняется. В моей жизни, как и в жизни огромного количества учеников, встречалось множество отличных педагогов, которые действительно закладывали знания. Были, есть и будут плохие учителя, но дело здесь, пожалуй, в том, что эти люди просто попали не в ту профессию и не любят свою работу. Это также относится к "плохим" врачам, юристам, экономистам, и не только. Поэтому обобщать никак нельзя. Учителя делают свою работу очень хорошо, и я еще раз отмечу: свою работу.
Теперь ближе к делу. Пресловутый ЕГЭ, который каждый год висит над выпускниками. Что это такое? Экзамены, необходимые для поступления в ВУЗ. Вряд ли вы найдете хоть одного ребенка, который скажет: "Я хочу сдавать ЕГЭ, потому что это здорово и модно, очень его жду!". Конечно, нет, потому что это: стресс, страх, слезы, без шуток влияние на будущее ученика.
Какую же роль тут играет школа? Если она что-то и должна, так это дать среднее общее образование в виде аттестата. Но не более. Как уже было отмечено, ЕГЭ - это один из путей дальнейшей жизни выпускника, в данном случае – в университет. И здесь ребенок волен решать сам: либо после окончания школы он сразу устраивается на работу (если парень – возможно, в армию), либо поступает в колледж, где потребуют аттестат и попросят сдать вступительные экзамены, или университет, для учебы в котором необходим ЕГЭ. Получается, то, что ребенка не готовят к армии, к работе после школы или к колледжу – нормально, но если не готовят к ЕГЭ – катастрофа.
Поступать в университет или нет – личный выбор каждого ученика, поэтому здесь, к сожалению или к счастью, только ему решать, нужно ли это, и если да, то куда именно поступать, какие экзамены готовить, как и где готовиться. И здесь, по моему мнению, не стоит перекладывать ответственность за будущее ребенка на школу, репетиторов, государство в целом.
Школа, кстати сказать, в большинстве своем делает немало: многочисленные факультативы, работа с учениками именно по формату экзаменов. Было бы неплохо, если бы ЕГЭ сдавали исключительно те ученики, которые нацелены на получение высшего образования, а для ребят, которые поступать в вузы не собираются, была бы более легкая версия Единого Государственного экзамена для подтверждения аттестата. Но пока мы имеем то, что имеем.
Когда я заканчивала 11 класс, я искренне не понимала, почему в школе никак не помогают с выбором профессии и экзаменами, почему нужно столько денег "вбухивать" в подготовку, но далее все стало понятно, особенно когда сама начала готовить выпускников к ОГЭ И ЕГЭ. Школа – это школа, имеющая определенную функцию: дать базовое образование, ЕГЭ же – это экзамен, который разрабатывают отдельные от школы люди в лице ФИПИ. Если учесть, что школа и ФИПИ – вещи друг от друга никак не зависящие, то и не стоит спрашивать, почему школа не может должным образом подготовить детей. Большинство учителей даже не являются экспертами ЕГЭ, потому что и не должны ими быть.
Таким образом, легко понять, почему существует так много различных курсов по подготовке к ОГЭ или ЕГЭ. Школа делает своё дело, а репетиторы и курсы - своё. Об этом я подробно писала здесь.