Найти тему
Мама в бигуди

Самостоятельное засыпание. Шаг3. Ассоциации на засыпание

Одной из основных причин плохих снов детей являются ассоциации на засыпание (АЗ). Ассоциации на засыпание - условия, в которых засыпает ребенок, включая окружающую обстановку, нахождение мамы, качание/кормление - то есть то, с чем он ушел в сон.

Сон - неравномерный процесс, он состоит из разных фаз. При переходе из одной фазы сна в другую, происходят микропробуждения (и у взрослых, и у детей). В эти микропробуждения наш мозг сканирует окружающую обстановку - все ли так, как было при засыпании. При правильных АЗ мы эти микропробуждения не помним. Если закреплены неправильные АЗ, то без их восстановления ребенку очень трудно продолжить спать после микропробуждения.

В вопросах детского сна разделяют слабые и сильные АЗ. Слабые АЗ являются "якорями сна", то есть помощниками в засыпании. Главное их отличие в том, что они не требуют участия мамы. Сильные АЗ отлично расслабляют и успокаивают ребенка, но часто являются причиной нарушений детского сна. Сильные АЗ требуют участия мамы.

Слабые АЗ:

1. Звуки (например, белый шум).

2. Окружающая обстановка (присутствие мамы, держание за палец).

3. Привычные предметы (сонная игрушка).

4. Поза для сна.

Слабые ассоциации внедрять можно и нужно, особенно в период подготовки ребенка к обучению самостоятельному засыпанию. Слабые АЗ начинают работать не сразу. Проходит примерно 1-2 недели постоянного использования слабых АЗ прежде, чем они становятся помощниками ребенка в засыпании.

Сильные АЗ:

1. Грудь, соска, бутылочка.

2. Укачивание, сон в движении (например, в коляске).

3. Ночные перекусы.

4. Присутствие мамы рядом.

Например, вы уложили ребенка спать с грудью и ушли заниматься своими делами, а через 40 минут он проснулся с криком, так как мозг при микропробуждении сигнализирует о том, что условия сна изменились.

Существуют два пути работы по уходу от сильных АЗ:

1. Сразу обучение самостоятельному засыпанию.

2. Постепенный уход от АЗ, то есть постепенное уменьшение действия АЗ. Например, если ребенок засыпании при сосании соски, то забираем ее сначала в момент засыпания, потом все раньше и раньше. Если малыш засыпает с качем, то уйти от этой АЗ, можно сначала уменьшая амплитуду, потом используя кач только на успокоение, а потом и вовсе без него.

Мое мнение, что второй способ довольно долгий и сложный. И проще учить сразу самостоятельному засыпанию, которое даст эффект уже на четвертые сутки и решит многие проблемы со сном в комплексе, что я и буду делать.

Честно говоря, моим детям слабо помогает работа с АЗ. Все равно после микропробуждений остаются сложности в засыпании. Но особенности темперамента и нервной системы. И чтобы мне достичь своих целей, необходимо обучение самостоятельному засыпанию. Я знаю очень много родителей, которым работа с АЗ (восстановление условий засыпания ребёнка) решила почти все проблемы со сном. Пишите в комментариях, работали ли вы с АЗ своих детей, и что из этого получилось.

Стоит также отметить, что бывают АЗ не только на засыпание, но и на продление (например, у нас продление сна качем).

Кстати наше шипение (ш,ч) при засыпании является сильной АЗ, равно как и когда ребёнок держит при засыпании нас за руку или за палец. Вместо шиканья используйте белый шум. А вместо своей руки - сонную игрушку.

Спасибо, что дочитали до конца. Присоединяйтесь к нашему челенджу! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал и ставьте лайк данной статье! Мне это очень помогает.