Данная статья была написана до трагических событий, связанных с гибелью Никиты Белянкина, поэтому выдержано время и, как обещано, вот она.
Автор, т.е. я, в теме того, что будет написано ниже, сам офицер запаса, сам гонял "паказуху" курсантом, проводил занятия для различных подразделений и сотрудников силовых ведомств от МО до МВД, ВВ, ФСИН, в том числе и спецназа. Парни, что у меня тренировались, служат офицерами: от спецназа ГРУ, до подразделений антитеррора, и потому я долгое время в теме и знаю ответ на вопрос "на хрена воякам рукомашества и ногодрыгания". Эти знания позволяют мне сделать вывод, созвучный с названием статьи.
Итак
1997 год, я - молодой курсант-рукопашник, считающий, что могу вогнуть любой лоб ударом кулака и в прыжке ударом ноги сбить летательный аппарат.
Отдыхая во время летнего отпуска в Сочи (родители жили в Сочи), я узнал о ситуации, которая повлекла большие изменения в моей голове, после которой я стал разделять спорт, войну и личную безопасность (в то время я не знал такого понятия).
Конфликт средь бела дня между большим, физически крепким, подготовленным офицером одного из элитных подразделений спецназа, что был командиром офицерской группы и успешно прошедшим горнило войны на Кавказе, попутно он был призером Чемпионата Вооруженных сил по АРБ, мастером спорта по боксу и вроде даже по самбо (не точно помню), инструктором по ТСП и БСП, короче говоря, непростым человеком, - и двумя 15-летними мальчуганами, которых я знал через пару рукопожатий, т.к. заканчивал школы в Сочи.
Так получилось, что я знал и этого офицера, т.к. в 1995 году он с другими офицерами проводили занятие с нами, в РКПУ (РВВДКУ).
Суть конфликта неважна, важно, что днем случилась трагедия: один из подростков отвлёк, а второй воткнул в почку заточку, а офицер даже не отреагировал, не отождествляя эти организмы с опасностью, ничего не сделал, хотя мог силой рук отвертеть им головы, причем сразу не только двоим, но и 4-5 таким как они.
По итогу – офицер умер от почечной недостаточности ввиду потери крови.
У меня шок и ломка шаблона, т.к. я помнил, как он нас словно манекены клал на землю, а мы были с какой-никакой, но рукопашной подготовкой команды по рукопашному бою, да еще и отмороженным самомнением курсантов-десантников.
А тут два мальчугана, что взяли взаймы у жизни на пожить еще чуть-чуть, просто и без затей, убили опытного бойца в расцвете сил!
С этого момента что-то щелкнуло у меня в голове и подход спорта стал всего лишь частью подготовки, а я начал поиски в рамках прикладухи.
Прошли годы. Вот уже двадцать лет я тренирую в основном обычных гражданских людей - людей, которые подвергаются типовым и наиболее опасным угрозам, которые невозможно просчитать, и потому приходится обучать комплексно, ставить во главу надежность и адаптацию под внешние условия.
Сравнительная характеристика обучения простых людей и людей служивых, привела к стойкой уверенности в том, что навыки служебно-прикладной подготовки в том виде, что даются сотрудникам силовых ведомств, бойцам спецназа, как самым сильным представителям «силовиков» - не подходят под рамки самообороны, без значительного апгрейда или перепрошивки мозга под гражданские условия.
Конкретика
Проблема кроется в 3-х пунктах:
• Мозг
Мозг служивого человека, которого готовят под выполнение боевой задачи, рационален – вот это надо брать, туда идти, так действовать, и тогда все получится. Рациональность и эффективность мотивированы выживанием и победой, что позволяет выполнить поставленную задачу.
• Тело
Тело служивого человека обучено и натренировано специфичными нагрузками, и при серьезных годах службы, "служивый" имеет отличные показатели, с высоким качеством готовности тела. Такой человек отождествляет другого человека через алгоритм: оружие - опасны все, без оружия – опасен более физически крепкий.
• Правила
Правила служивого человека - это устав, приказ, присяга, должностные документы и т.д, т.е. набор документов, позволяющих заставить мозг принимать рациональные решения и направить тренированное тело для выполнение поставленных задач. Но главное правило – «Нет уз важнее товарищества и чувств святее братства», «Сам погибай, но товарища выручай», «Спецназ своих не бросает», набор нужных и важных постулатов, которые по факту на гражданке не работают.
Это все идеализировано!
А теперь смотрим на нашу обычную жизнь.
Правила - это законы, действия ограничены правовыми рамками, обычный социум, где реально хаос, где как бы все по закону, но на деле закон не работает в ситуациях с дефицитом времени, национальным темпераментом, статусностью благодаря деньгам или власти.
Правил – нет, есть их видимость!
Человек служивый не может этого принять и понять, для адаптации ему нужно много времени и проявляется это в его реакциях: огромное число офицеров и рядовой состав попадали в ситуации, вплоть до тюремных сроков, когда оказывались в ситуации, где действовали согласно ПРАВИЛАМ, а на деле становились фигурантами правонарушений или погибали не оценив ситуацию, не включившись в работу, как того требовала ситуация, не увидев в «телах» опасности или считая кого-то своими, надеясь на товарищество или действуя исходя из рационализма там, где этого не требовалось.
Негибкость, необдуманность, неготовность к тому, что в рамках безопасности отсутствуют правила, а люди опасны все, даже маленькие и тщедушные, а мозг не готов воспринимать факт, что дома, на улице твоего города может что-то случиться… это там война и убивают братишек, это там враг и боевые задачи, а тут мир, свои люди, тишина - приводит к тому, что мозг не воспринимает угрозы и не рассматривает окружающий мир как поле боя, агрессивную среду.
Нарушается главная схема:
• Оценка ситуации
• Выбор действий
• Целевая задача
Боец не может поставить своему мозгу целевую задачу, поскольку не обладает силами и средствами ввиду отсутствия оценки опасностей и необходимости в подборе инструментов для решения вопроса связанного с ликвидацией опасностей.
А с учетом отсутствия видимых признаков опасности, лавинообразного и порой спонтанного развития экстремальной ситуации, связанной с нападением, «служивый человек» входит в эту ситуации бесцельно или с неверной целью, по схеме «взлетим – разберемся».
Что удивительно, он никогда не поступал так на службе, в боевой работе, всегда имел план и накатывал алгоритмы реагирования, а вот на улице, дома он оказывается не готов и попадает в ситуацию недооценки или переоценки (редко, но встречаются случайные убийства в рамках драки).
Чтобы трансформировать свои навыки в самооборону и начать мыслить исходя из потребностей обычных людей, «служивым» надо пройти путь в …дцать лет, как пришлось и мне по шагам прийти к осознанию потребностей обычных людей и выработать комплексную подготовку под цели и задачи самообороны, где не понятно, где свои, а где чужие!
Самое большое заблуждение среди обычных людей, что безопасности, особенно личной безопасности – могут и должны учить сотрудники силовых ведомств!
В нашем обществе вошло в моду, в аргументах, при обсуждении вопросов самозащиты и личной безопасности приводить примеры из подготовки спецназа, а также обсуждать длинный и короткий ствол, бегать в «армейской сбруе» и изображать из себя жителя Техаса.
Друзья, все проще и труднее, обучить самообороне могут те, кто обучают уже давно и имеют соответствующий опыт, помноженный на образование, программы и критическое мышление.
В идеале - это военное и физкультурное образование, дополненные опытом комплексной подготовки в десятилетие минимум и с ориентацией на простых людей, на наше общество с его потребностями.
Ни спецназовцы-убивцы, ни стоматологи-туристы-активисты-выживальщики, ни полицейские с самым большим оперативным опытом, а также чисто спортсмены не обладают знаниями в вопросах самообороны, а что еще хуже, не понимают суть и сложность повышения личной безопасности, если не потратили на это годы.
Только тогда они начинают критично мыслить, когда обладая большим багажом навыков, начинают проводить работу над собой, да такую, что хоть самим "садись и плачь", ведь приходится отказываться от любимых пострелюшек и спаррингов аля бокс, выстраивая все навыки и знания в единую градацию обучения по приоритетам, где на первом месте мозг, минимум действий с реакцией на раздражитель в рамках социума и гражданских условий, а любимые пиф-паф или удар-бросок, на своих местах, как элементы подготовки, а не сама подготовка к самообороне.
К чему все это написано?
Автор радеет за то, чтобы люди, развивающие самооборону, не зацикливались в своем мире, считая, что реально и правильно только у них, не выдавали спорт за самооборону, не онанировали на длинные и короткие стволы или не тащились от газболов и ножей, не верили в самые боевые приемы спецназа и самую правильную подготовку по советам пусть серьезных, но далеких от угроз и вызовов нашей жизни специалистов, которые возможно искренне считают, что смогли на службе и смогут в жизни, хотя это не так!
Самооборона сегодня – это труд отдельных людей, но не сформированное и не имеющее единого поля направление обучения.
Нет ничего труднее, чем обучить человека защищаться от рук, ног, ножа, да еще в различных внешних условиях.
Поэтому помните, что после одного, двух ударов рукой или ногой третий удар может быть нанесён ножом, это может быть в любых условиях и потому надо работать над собой.
Тренируйте мозг, дух и тело!
Выживает подготовленный!
Проект - ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ - стань сам себе специалистом и возьми под управление свою безопасность!
Если Вам понравилось — подписывайтесь в нашу группу и следите за новостями!
Наш канал статей на Дзен …
Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин