Крым. Россия. Спустя каких-то пол года мне посчастливилось совершить свое новое и второе по обьему велосипедное приключение. На сей раз оно пришлось на славный частично на Краснодарский край, но больше на Крым. И так. Крым. Велосипед. Как это было с точки зрения велотуризма?
Подготовка. Будь готов, как пионер!
Поскольку ехали мы вдвоем, а опыта по перевозке туристического оборудования с большим нескладным велосипедом у меня не много, то добираться до точки старта было решено поездом. Последний раз я ездил поездом дай бог года 3-4 назад, уже и не вспомню зачем. С велосипедом же я только летал. И тут случилось наше первое приключение из-за нехватки опыта и информации.
Ещё будучи в Москве по дороге на вокзал я думал о том, что на всякий пожарный случай хорошо было бы иметь хоть какой-то упаковочный материал на тот случай, если велосипеды нельзя будет поставить в багажный вагон, как они есть. Когда же мы приехали на вокзал, дождались посадки на поезд, выяснилось, что я не оформил велосипеды как багаж, да ещё их и упаковать надо было.
30 минут до отправления. Что делать? Я бегом к кассам. У касс очередь, да ещё течёт еле-еле. Набираюсь наглости, ловлю сотрудника, так, мол и так, дураки забыли оформиться, помогите. Цена вопроса перевозки велосипеда в специальном купе составила 250 рублей за единицу. Бывалые туристы берут велосипеды с собой в купе и говорят, что так дешевле. Допускаю. Теперь упаковка. Нужно снять переднее колесо и как-то упаковать велосипед. Брат метнулся к стойке по упаковке багажа, где за 350 рублей ему с барского плеча отмотали достаточное количество этой дурацкой ленты. Уже 5 минут до отправления. Вспоминаю, что у нас есть большие дождевики, которые с лихвой покрывают велосипед. Бортпроводники закрывают глаза на наш промах, запихивают как есть и уже в поезде мы занимаемся этим вопросом. Мораль истории - всегда оформлять свой багаж, а так же возить мусорные мешки. Ну, или большие дождевики... Дайте знать в комментариях, если нашли себя в столь же нелепой ситуации.
Велосипеды и снаряжение.
Давайте сперва расскажу о технической части. Тут все просто. просто штатный велосипед в штатной комплектации, каким его продают из магазина. Не лучшее решение, но лучше, чем сидеть дома или бесконечно улучшать велосипед готовясь к туру. Байк прошёл Крым с честью и почти целиком. Мы сменили только седла, потому что штатные седла совершенно не подошли для дальних поездок. Относительно оборудование - по бокам вы видите обычные велоштаны Btwin из большого магазина Decathlon. Я хотел сперва повесить обычных хозяйственных сумок, потому что моей целью становиться велотуристом не было, но в итоге брат убедил купить сумки. Об этом решении не жалею, потому что одевать и снимать сумки приходилось много раз. Спереди водонепроницаемая модель, а сзади обычная. Водонепроницаемость оказалась не нужна. При тех объемах воды, что падали на нас, в целости и сохранности были все вещи.
К туристическому оборудованию от меня был добавлен рюкзак с видео и фото техникой. О его содержимом я рассказывал у себя на канале, поэтому подробно описывать не стану. Скажу лишь, что он добавил ещё 6кг веса на морду велосипеда и его было тяжело (неудобно) использовать в рамках нашего путешествия.
Быт был налажен столь же бюджетным и минималистичным образом. Вместо хитрых приборов обычные вилки и ложки, обычные ножи. Много раз нас выручил подаренный мною брату на день рождения мультиинструмент Leatherman модели Rebar. Вот, умеют же сделать удобную вещь! Своего рода открытием в плане комфортного приготовления пищи стала полевая кухня Sturmer. Она доступна по цене и в ней удобно готовить, а главное она компактная. Нескольких баллонов газа хватило на две недели пути на двоих. Больше всех меня удивила дешевая палатка Outventure из Спортмастера. Это ее вторая большая кампания. В общей сложности месяц использования, но только сейчас она стала демонстрировать признаки усталости. То там шов разойдётся, то тут трещинка пойдёт, но в целом по прежнему готова к использованию.
Посуду мы использовали силиконовую. Продуктовый силикон для туризма - вещь! Не знаю, как там с экстремальными условиями, но в обычном туризме их легко возить, легко мыть и из них удобно есть. У нас были кружки и что-то типа обедни с несколько отсеками. Не знаю зачем, но брат взял в путешествие обычную чугунную сковородку. Через два дня ее вес уже сказывался, выбросить же было жалко. Мы приготовили на ней один раз вкуснейшую яичницу, после чего хотели отправить домой по почте, но лень взяла своё и мы отдали ее в церковный приход.
Ночлег, связь, комфорт.
В Крыму практически все ориентировано на туризм. Жилье сдает даже самый ленивый, но если вы бюджетный туризт, то будете отдыхать точно так же, как и мы – дикарями. Найти место для ночлега в горной местности легко. В заповедниках надо прятаться поглубже и не разводить костры. В степной части немного сложнее, потому что спрятаться негде, плюс ещё ветер, но коровники придут вам на помощь. Рассчитывать на хостелы в больших городах нет нужды, потому что их там толком нет. Стоимость аренды койка места не будет ниже аренды целой комнаты у частника. Даже автокемпинг (место где можно просто разбить палатку) не привлекает своей ценой относительно уровня сервиса. Но последние можно рассмотреть, потому что при цене в 200 рублей ты получишь душ, туалет, электричество, интернет, подготовленное место и крепкий сон. Это хорошая цена, чтобы периодически прибегать к их услугам и оставаться человеком в пути.
Относительно связи все не сильно изменилось за последние пять лет. На рынке по прежнему присутствует роуминг и оператор-монополист. Можно купить симку и решить вопрос за 450 рублей, но ради пары недель отдыха такое решение мне показалась излишним, поэтому мы обходились интернетом в столовых. Кстати, он есть не во всех столовых, как и зарядки для гаджетов. Часто приходилось просить поставить телефоны на зарядку, не редко получали отказ. Развивать связь и сервисы в Крыму ещё только предстоит. Для навигации я использовал приложение Maps.Me, предварительно скачав карту Крыма. Внутри Карты в офф-лайн режиме есть точки с указанием маршрутов, столовых и других объектов делающих путь более комфортным.
Крымские дороги и автомобилисты.
Крым - это горы. Гор будет много, особенно когда вы поедете из Феодосии в сторону Севастополя. Кстати, ехать из Севастополя до Феодосии мне показалось бы более тяжелым занятием, потому что до Алушты у тебя получается один сплошной тягун (подъем вверх). Так мне показалось. В случае маршрута как у нас самая сложная часть пришлась именно на путь из Феодосии до Алушты. А ещё точнее отрезок в 70 км из Судака до Алушты. После Алушты перевалы не такие злые и безжалостные, да и катание по серпантинам начинает приносить удовольствие. Степная часть Крыма - скука смертная. Там есть только ветер, коровьи лепешки и бескрайние степи. В горной части, если ехать по трассе вдоль побережья, конечно интереснее. Есть виды и пейзажи, есть города, инфраструктура. Словом, все то, что делает Крым Крымом. К примеру, нам очень полюбились кондитерские изделия по типу вафельный трубочек с заварным кремом. Такие были у меня в детстве. И помидоры. Мы объедались розовыми помидорами. Мы были вне сезона, поэтому трафик в целом не очень большой. Несмотря на отсутствие культуры у водителей я бы оценил уровень опасности езды на велосипеде по Крыму как 6 баллов из 10. Местные ездят быстро, но тебя видят. Не местные ездят медленно. Опасность представляют больше ямы на дорогах, крутые горные повороты и опасные обочины. От Ялты до Севастополя трафик серьезный, с фурами и скоростями за 100. Крайне Неприятно. Но не так неприятно, как на дорогах Краснодарского Края. Уровень опасности езды на велосипеде в Краснодаре оцениваю 9 из 10, потому что на дорогах главенствует “право сильного” или “кто быстрее - тот прав”. При этом водители не разделяют велосипедистов с автомобилистами или мотоциклистами. Для них все равны.
Крым и велосипед - дружба?
Последнюю часть этой статьи я дописываю в поезде. Подводя промежуточные итоги моей поездки я хочу сказать, что для журналиста такой способ передвижения, как велосипед мёртв. Многие, кто видел и общался с нами, нам завидовали. Завидовали тому, что у нас нет цели, есть колёса и что мы вольны распоряжаться собственной жизнью как нам вздумается. Велосипед, велосипедный туризм, ассоциируется с возможностью убежать из реальности. Честно, я не мог позволить себе разрушать в головах людей эти иллюзии. Человека делает свободным не транспортное средство, а дух. Путешествие же делает интересным не дорога, а люди. И вот с последним в этом путешествии у меня были проблемы.
Проблемы не в плане безопасности или чего-то такого. Нет. Человек с велосипедными сумками больше не ассоциируется, как первопроходец или нечто необычное. Будучи со смартфоном в руках и с загруженными картами путешествовать стало куда проще. А при наличии пластиковой карты с деньгами на ней можно и вовсе кататься на легке. Ты просто бронируешь отели заранее, разбиваешь дорогу на этапы и наслаждаешься. Но честно скажу даже такие путешествия не оставляют внутри тебя след от впечатлений. Людей путешествующих на велосипедах стало слишком много, чтобы на это делали какие-то скидки. Банально не хватало человеческого общения, чтобы прочувствовать землю.
Велосипед идеален для тех, кто хочет остаться на едине, для тех, кто хочет наслаждаться дорогой. В прямом смысле этих слов. Но почему у меня это получилось в Японии, но не получилось в Крыму? Япония - это удобная страна, где ты можешь оставить велосипед в любом месте, а затем найти его там же. В Крыму же я был полностью привязан к байку. Моя голова была забита не поиском историй, а необходимостью искать удобное и безопасное для парковки велосипеда место. Даже когда такое место находилось, то я был вынужден отвязывать сумки с оборудованием, чтобы взять их с собой. Но главное, что Япония не Крым. Крым - это иные расстояния. Катание в горах отнимает уйму сил. Если ты хочешь проехать весь путь - ты должен крутить. В противном случае путешествие займёт больше времени, которым я не располагал. Я не мог позволить себе потратить половину дня на съемки, потому что мне требовалось снова отправляться в дорогу.
Экстраверт и интроверт в Крыму.
С велосипедом ты двигаешься вне ритма общества. Пока все едут в общественном транспорте ты едешь вместе с машинами. Пока все гуляют в парке ты гуляешь в парке вместе с велосипедом. С точки зрения коллекционирования историй это не очень хорошо. Для историй нужно общаться, нужно встречаться с людьми. Для этого нужно, чтобы у тебя не было велосипеда. Ещё одна немаловажная проблема - неприятные запахи. На байке ты работаешь, ты потеешь, а следовательно тебе надо чаще мыться, чтобы оставаться привлекательным. Мало кому захочется общаться с вонючкой. Мы мылись, но мылись в основном в лужах, которые сами же называли озёрами. Удавалось приводить себя в порядок только в автокемпингах.
Тут можно парировать, мол, зачем же себя было так ограничивать? Можно же взять велосипед, уехать, скажем, в Алушту, там снять номер или домик и сиди себе, работай. А зачем тогда нужен велосипед вообще? Велосипед тем и хорош, что ты становишься полностью автономен. Крымский опыт получился очень интересным. Необычным. Сперва я посчитал это путешествие провальным, потому что мне не удалось заглянуть в суть полуострова достаточно глубоко. Я лишь пробежался по его верхушкам. С другой стороны, мы с братом совершили отличное путешествие на двоих, которое будем помнить всю оставшуюся жизнь. Ведь, то, что всё получилось не только мои с братом заслуги, но ещё и воля случая. Господа бога, если хотите. Пусть и запомниться это путешествие, как постоянное преодоление себя.
Благодаря велосипеду и не самой лучшей подготовки оборудования я понял насколько огромна наша родина. Насколько сложен её рельеф и то, что мелочей не бывает. Главный вопрос заключается теперь в том, а захочу ли я этот опыт повторить? Вы знаете, я всем сердецем люблю велосипеды. Люблю велоспорт. Это часть меня. Журналистика, фото и съемка видео - другая часть меня, не менее любимая. И здесь вопрос не в том, чего ты больше хочешь, а в том, чего ты не хочешь. Однозначно могу сказать, что я больше не хочу ездить на тяжелом и плохоподготовленном велосипеде на дальние расстояния в Крыму. Мне кажется, что идеальный способ путешествовать по полуострову это автостопом или на электротранспорте, чтобы у тебя оставались силы на достопримечательности и другие радости жизни.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории из Крыма!