В истории Средиземноморья известен подвиг Персея, сына золотого дождя. Несмотря на то, что эта история уже до греческих историографов дошла в качестве мифа, в ней прослеживается не только зооморфный код[1] развития этих племён, участвующих в событиях, но и код мифологический. В качестве мифа до нас дошли взаимоотношения племён тотема Белой лошади (позднейший символ Пегас) с племенами, проживающими на территории Греции во II тыс. до н.э. Кто же такие были Персей и Медуза Горгона? Каким серпом Персей срезал голову “этому чудовищу“?
Видимо, этот миф являлся сценарием одной из мистерий, разыгрываемых в ритуальных представлениях в Элладе. Это рассказ о войне и смерти жриц Медузы Горгоны (Белой Богини – луны) от ритуального оружия племён, чьим жрецом был Персей[2]. Попытаемся расшифровать эти мифологический и зооморфные коды[3] и события, зашифрованные в них.
Все изображения и мифы сходятся на том, что Персей был вооружён ножом в форме серпа – ξυήλη. Ξυήλη – скобель, долото, а также серповидный нож или кинжал Лакедемонский[4]. У Аполлодора этот серп назван “кривой стальной меч“[5], в то же время Грейвс по своим источникам называет его “адамантовый серп“[6]. А Тит Ливий считает, что оружием Персея был медный (жёлтого метала) серп в железных ножнах.
Подобное же оружие было на территории Загроса (Ирано-Иракское нагорье) и в Палестине (Нигеве). Это были деревянные ножи в форме серпа с кремневыми или обсидиановыми вставками. Оружием Персея, видимо, был серп уже не с кремневыми вставками, а с более прочными. Бронзовый или металлический серп с алмазными вкраплениями мог быть таким сакральным оружием.
Читайте книгу:
Сакральное оружие
[1]В мифопоэтическом сознании животные выступают как один из вариантов мифологического кода, на основе которого могут составляться целые предложения – зооморфный код. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как классификаторы, которые условно символически описывают данную ситуацию.
[2] Видимо, это был собирательный образ этого подвига, в мистериях выполняемый верховным жрецом. При культе Олимпийцев ритуал был утрачен и перёшел в разряд мифа.
[3] По Р.Грейвс, “Мифы Древней Греции“, М. 1992 г.
[4] А.Д.Вейсман, “Греческо-русский словарь“, СПб. 1899 г., 859
[5] Аполлодор, “Мифологическая библиотека“, изд. В.Г.Борухович, М. 1993 г., с. 29
[6] Р.Грейвс, “Мифы Древней Греции“, с. 186.