Найти тему

Алексей Белов. Сияние чистого творчества.

Выбор собеседника для интервью — дело не из легких. Я всегда исходил из некоторых своеобразных постулатов: 1. Собеседник должен быть кем-то и чем-то большим, чем просто крутой музыкант. 2. Он должен быть актуальным и сейчас, в наше время, даже если его карьера длится уже много-много лет. 3. Самое главное. Это должен быть человек, который сможет из букв и слов создать что-то большее, чем просто ответы. Он должен создать некий мир, внутри короткого печатного диалога. 

С моим сегодняшним собеседником мне точно повезло. Обладающий прекрасным литературным русским языком, интереснейший, многогранный человек и яркая масштабная личность — в общем, просто находка для интервьюера. 

Алексей Николаевич Белов — композитор, гитарист, бессменный участник великолепной группы «Парк Горького» и человек, говорящий честно и открыто. 

Время — один из главных активов музыканта. И его, к сожалению, у Алексея Николаевича не так много, для быстрой реализации всего того, что он задумал. Но, потихоньку, все его проекты выходят в свет, что не может не радовать. Такой талант, как мне видится, не должен быть невостребованным. Ведь всё, что он делает — это очень искренняя музыкальная субстанция. 

Та, которая так нужна всем нам сегодня, в наш век, где, к большому сожалению у музыкантов, в приоритете товарно-денежные отношения, а не сияние чистого творчества. 

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Алексей Николаевич, приветствую Вас! 

Когда мы договаривались об интервью, Вы сказали, что в данный момент всё время проводите на студии. Что Вы там готовите, в этом священном для музыканта месте? Если это сольный альбом, то когда Вы представите его публике?

Так получается, что большая часть нашего времени проходит в дороге. Это переезды, перелеты, города, концерты, мероприятия, события… И, как только появляется фрагмент свободного времени, я сажусь в студии и начинаю работать. Работать нужно очень много и, думаю, что я использую всего лишь 5 % от того времени, которое мне необходимо для работы в студийных условиях. К сожалению, так получается. Катастрофически не хватает времени. У меня огромное количество собственных «хвостов», недоделанного материала, песен… Есть план альбома и часть произведений к нему записана, часть начата, часть находится в состоянии неких «скелетов». 

Я много работаю над материалом для своей супруги Ольги. У нас готовы к выходу, на сегодняшний день, уже 2 новых альбома и чего-то совсем малого не хватает, чтобы довести это до конца. На это тоже приходится уделять много времени. 

Также много времени забирают различные фрагментарные явления, такие как, необходимость сделать фонограмму для телевизионного концерта, например. Но, что тут поделаешь? Работа – есть работа и никуда от этого не денешься. Время не растянешь, к сожалению.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

23 августа 2018 года состоялась премьера клипа «В Москве жить», где Вы впервые выступили в качестве режиссера клипа. Вы довольны тем, что в итоге получилось? Или же пересматривая его, всё равно возникают некие сомнения, мол, вот тут можно было сделать и лучше?

Клип «В Москве жить» я делал быстро, наскоком и у меня была идея в голове, как это должно получиться. Я искал материал, в большей степени конечно в сети, среди того, что вылилось на нас во время Чемпионата мира по футболу. Огромные толпы людей, прыгающие, кричащие, поющие… Материала было хоть отбавляй. Это видео каким получилось, таким и получилось. Я уже думаю о будущем, не оглядываясь назад и не смотря, где могло бы быть лучше, а где чуть хуже. Когда я думаю о создании видеоклипа, для меня главное энергетика, движение. 

Бытует мнение, что сейчас существуют определенные тенденции в создании видеоклипов. Я недавно сидел в каком-то кафе и, там, на экране, показывали то ли МУЗ-ТВ, то ли еще какой-то канал. Я просмотрел за едой наверное около 10 клипов. Все клипы были одинаковые, во всех клипах обязательно ходила какая-то девушка, как правило, почти обнажённая и какой-то молодой человек всё время мучился сидя на кровати, либо упершись головой в стену. Все это было очень медленно-замедленно и я отметил, что энергии - 0! 

При всей своей незатейливости клипов «The Beatles» и некоторых других коллективов, появившихся чуть позже, они были просто потрясающе энергетически и эстетически наполнены. Я считаю, что в клипе главное - это энергетика, а когда люди мучаются, стонут по 4 минуты и больше вообще ничего не происходит в клипе, то какая бы это не была модная тенденция – она лузерская! Так что, судя по отзывам, в моем клипе все срослось, слава Богу. Энергетика там точно есть. 

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Вам в свое время очень повезло поработать с великим композитором Давидом Фёдоровичем Тухмановым. Каким человеком он остался в Вашей памяти и можно ли назвать его Вашим музыкальным крестным отцом? Что самое главное Вы приобрели от общения и работы с ним?

Я думаю, что для меня, как для музыканта, для моего становления, никто больше не сделал, чем Давид Фёдорович Тухманов. Как это происходило – мне трудно объяснить. Это было какое-то незримое действо. Ведь музыка – это какая-то духовная субстанция и ее невозможно описать простыми словами. Та работа, которую мне приходилось делать вместе с этим великим композитором, дала мне так много, что я не знаю сколько слов нужно, чтобы это описать. 

Я бы никогда не смог так познать студию. По-настоящему, со студией я впервые столкнулся при работе с альбомом «НЛО» и при работе над произведениями, которые Давид Фёдорович писал для других артистов. Мне приходилось работать над аранжировками, записывать гитару – это было удивительно. 

Я думаю, что без этого процесса, без группы «Москва», никогда бы не было группы «Парк Горького» - это однозначно. Потому что, для того, чтобы «Парк Горького» выстрелил, надо было быть очень подготовленным. Я не говорю только про себя. Это касается всех участников группы. Что-то внутри должно было быть, какой-то заряд накоплен, чтобы потом он мог вырваться наружу и зажечь людей, что впоследствии и получилось. Невозможно слепить такой продюсерский проект. Попробуйте. Столько лет уже пробовали – ничего не получается. 

Я кланяюсь в ноги Великому композитору и музыканту Давиду Фёдоровичу Тухманову. 

Создать карусель             Давид Фёдорович Тухманов
Создать карусель Давид Фёдорович Тухманов

История «Парка Горького», на мой скромный взгляд достойна экранизации, так как никто и никогда из русских героев рок-сцены не добивался такого успеха на Западе. А сами как Вы считаете, в этом успехе было больше таланта и трудолюбия или удачи и стечения обстоятельств (что называется, попали в струю после перестройки)? На Ваш взгляд, почему никто из русских рок-музыкантов до сих пор и близко не приблизился к тому успеху в мире, к которому приблизились тогда Вы с ребятами?

«Парк Горького» - это отдельная история! Это, все-таки, было мощное дерзновение. Ведь мало кто знает, что мы до того были в запрете. Группа «Москва» была запрещена Министерством культуры так, что мы нигде не могли найти себе работу. Нам приходилось спасаться, работая в таких полулегальных загородных ночных ресторанах. Конечно, мы играли там всякую фирменную музыку, но всё-таки, это было не та сцена, о которой мы думали и для которой делали материал. Мы с Колей Носковым работали рядом. Он работал в ресторане «Русь», а я в ресторане «Салтыковка» это в двух километрах от ресторана, где работал Коля. И по ночам мы с ним несколько раз ездили в кардиологический центр, где была прекрасная студия, на тот момент. Мы ездили и делали первые наброски, причём на английском языке. Часть этих набросков легла в основу той самой демо-записи, благодаря которой «Парк Горького» получил первый контракт. Той демо-записи, которая зажгла и завела всех! 

А главное - это дерзновение, уверенность. У нас была абсолютная уверенность в том, что все получится с точки зрения музыки. У вас может быть огромная уверенность в конечном результате, но, если у вас не будет материала - это будет просто смешно. Это чистый авантюризм. У нас же все было наоборот, мы даже осаживали себя. Мы сделали это первое демо и, когда, был подписан контракт, поехали записывать первую половину альбома с продюсером Aerosmith - Брюсом Ферберном. С ним мы записали 5 песен в студии, и он нас спрашивал: «Почему вы не записали эту песню? Она же есть у вас на демо». Мы отвечали, что нам эта песня немножко напоминает творчество группы «Whitesnake». Брюс говорил, что это же хорошо. Но мы четко отвечали - нет. Нам хотелось звучать – как мы хотим. Чтобы у нас было своё оригинальное лицо. По той же причины мы не записывали песни, которые, как нам казалось, были похожи на творчество «Van Halen», например. Мы не хотели звучать как «Van Halen». Мы хотели звучать, как «Парк Горького»!

Когда к Брюсу приехал Джим Льюис (вице-президент фирмы «Polygram»), который курировал наш проект, Брюс сказал ему, что нам не нужен продюсер, мы сами можем продюсировать себя, нам лишь нужен хороший звукорежиссер. Нас отправили в Филадельфию, где звукорежиссер был владельцем студии. Мы жили прямо рядом с этой студией, в каком-то шале, и записывали песни. Но, что интересно, перед тем как мы поехали в Филадельфию, у нас было 11 дней перерыва. За эти 11 дней мы сочинили и отаранжировали около 8 новых песен! Я не представляю, чтобы сейчас такой темп был у кого-то вокруг. Не только у себя лично, но и вообще у любых музыкантов. Мы уже ехали в Филадельфию, полностью готовыми. Так что все хиты, которые мы там записали, были спродюсированы нами. И «Bang», и «Try To Find Me», и другие композиции. 

Был просто такой огонь. Ничто так не движет музыкой, как горящее сердце. Ничто другое. 

Когда начинают «лепить» все эти продюсерские проекты – это же слышно. Как будто мертворожденный ребенок появляется – нет огня. А без огня никуда не деться, а у нас этот огонь был. Был огромный. Я как сейчас помню - все горело! Вот только по этой причине. Мы были каким-то непонятным образом - готовы.

Конечно, мы были очень профессиональным коллективом. Каждый из нас уже поработал на большой сцене, в составе разных популярных коллективов. Львов играл в «Арии», Маршал – в «Араксе», мы с Колей - в «Москве», Ян Яненков - в группе Стаса Намина. Поэтому, к сцене мы были привычны. К большим аудиториям тоже. Только гляди вперед и делай. У нас, действительно, было огромное количество энергии. Нас приняли там, не как каких-то там экзотических музыкантов. Нас приняли на равных! И с каждым годом всё становилось только лучше. Пик группы был не в самом начале творчества, он был как раз-таки ближе к концу, когда с нами разговаривали и общались, как с очень серьезными музыкантами. У нас на пластинках играли такие люди как Allan Holdsworth, любимый гитарист всех гитаристов, царство ему небесное. 

Так что, «Парк Горького» - это не проект. «Парк Горького» - это явление.

Создать карусель             Группа «Парк Горького»
Создать карусель Группа «Парк Горького»

Когда музыканту (а особенно рок-музыканту) уже за 60, что помогает находиться в тонусе музыкальном и физическом? А главное, где искать мотивацию? Вы ведь всем всё уже давно доказали? Уверен, что дело совсем не в деньгах. 

Я думаю, что самое главное - ни в коем случае нельзя себе говорить, что я уже все сделал и я всего достиг. Нужно думать так: самое главное у меня ещё впереди, я ещё ничего не сделал, я ещё ничего не достиг, у меня ещё не получилось сделать всё то, что мне хотелось бы воплотить, с точки зрения музыки, в этой жизни. Что касается физической формы, то здесь просто необходимо за собой следить и стараться больше двигаться. Конечно, мне приходится подолгу сидеть в студии, но всё-таки заставлять себя надо. Если можно заставить себя бегать - то бегать. К примеру, Мик Джаггер за концерт, 16 километров пробегает. 

Деньги, вообще не могут быть мотивацией в данной ситуации, они, как раз, могут испортить человека, испортить очень сильно. Когда у него появится достаточное количество свободных денег, он просто начнет тратить время, на эти деньги. Развлекать себя тем или иным образом и это пагубно скажется на его профессии. Если у вас даже получается зарабатывать приличные деньги, то вы о них просто не думайте. Ведь в истории были и святые князья, и святые цари, а святыми они стали, так как не думали о тех богатствах, что их окружали. Они были свободны сердцем от всего этого. Поэтому, музыканту нужно, прежде всего, быть сердцем свободным от всего, что может ему помешать: деньги, имущество и прочее. Чаще всего молодым музыкантам мешают девушки. Поэтому я скажу так: если ты молодой музыкант, то надо завязать одно место на серьезный узел и тогда начнет гораздо больше всего получаться. Молодых музыкантов, у которых пока нет денег, но есть энергия, силы и прочее, чаще всего отвлекают от творчества именно молодые девушки.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Традиционный вопрос хит-парад. Назовите свой топ-5 музыкантов или композиторов своего поколения, которые до сих пор Вас могут чем-то удивить? :-)

Один из наиболее удивительных музыкантов и композиторов, кого бы я отметил - Дэвид Боуи. Причём его я знал давно, ещё с восьмидесятых годов. Мне периодически попадались его произведения, но, по-настоящему, для меня, его открыла моя дочь. Я его часто переслушиваю и у нас сейчас уже целый набор винила с его произведениями. Он меня до сих пор продолжает удивлять. 

А то, что меня удивляет по-настоящему, вновь и вновь, это всё-таки, наверное, больше относится к классике, к таким людям как: Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Мусоргский, Бетховен... Там столько всего удивительного, столько неисчерпаемого. 

Сегодняшний день конечно скуден, к сожалению. На удивление очень трудно найти что-то такое, чтобы тебя всколыхнуло. Это дух времени, мы движемся по спирали, которая сужается. Апокалипсис - это не какие-то землетрясения или ещё что-то. Апокалипсис - это обездушивание человека, обездушивание мира. Дух уходит из мира и человек становится бездушным. И музыка, соответственно. А когда дух совсем уйдет, человек станет хуже животного. Ведь животные все-таки живут инстинктами, а человек звереет неподражаемо, когда дух уходит. Но, я думаю, что мы с вами этого не застанем.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Вы каким-либо образом отслеживаете то, что сейчас происходит на современной русской и мировой рок-сценах? Есть ли кто-то из молодых музыкантов или целых коллективов, за кем вы видите большое будущее? Или же, ничего нового и интересного для Вас, особо и нет?

С точки зрения того, что происходит в музыке - я этим занимался большую часть своей жизни. Когда-то был совершенно малый доступ к информации (80-е годы), я приходил к пиратам, которые поставляли пластинки из-за границы. У них появлялся самый свежий материал, который только-только выходил и сразу оказывался у них. И тогда они предлагали либо запись с пластинки, либо, чуть дешевле, запись с профессиональной ленты. Они записывали заранее пластинку на магнитофон. У них стояло много магнитофонов, которые только в больших студиях использовали. Я, как правило, выбирал с ленты, так как на качество это особо не влияло. Мне важна была информация. Бывали такие моменты в моей жизни, когда я за неделю мог прослушать чуть ли не двести альбомов. Очень много было неинтересного материала, но я открывал для себя всевозможные «жемчужины». Или как у нас говорят «перлы». В большей степени даже «бриллианты».

С тех пор я заставлял себя следить за тем, что происходит в мире. С тех пор как появился интернет, у меня всегда открыта страница Billboard. Там есть ТОП-100 синглов и ТОП-200 альбомов и каждую неделю я проверяю. На сегодняшний день – это тихий ужас, потому что я осведомлен, каким образом работает индустрия. Кто её двигает, кто за этим стоит и почему такое количество рэп – музыки в billboard'е. То, что выходит в рок-музыке, оно так же не очень вдохновляюще, к сожалению. Время от времени появлялись какие-то коллективы интересные. Например, в конце 90-х, появился «Linkin Park», «Nickelback», «Kings of Leon». Были интересные команды. Из последних, в которых есть какое-то свежее дыхание - «Imagine Dragons». Но, в последнее время, просто какая-то пустота. Такого, как в 70-е – 80-е, чтобы нас «рвало» на части – такого, конечно, нет. Такой энергии, такой музыки, таких дерзновений – этого нет. Я ещё в начале двухтысячных с ужасом подумал, что в наше время нет места такой группе как «Queen». Потому что они вне формата, а «вне формата» у нас, оказывается, невозможно существовать. Им бы сказали: «Ну вы решите кто вы! У вас есть джазовые произведения, у вас есть опера, у вас есть кантри, есть тяжёлый рок. Вы вот решите и дальше идите этим путём.» – ноги и руки обрубили бы, остался такой квадратик, вот это и называется «формат». Так что, если честно, на сегодняшний день я ничего такого не слышу. Так что я все свои вдохновения черпаю из старой музыки, где есть музыка и энергия. Либо в классике, где фантастический океан всего этого.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Вы религиозный человек. А как Вы считаете, рок-музыка не противоречит принципам и догмам православия? Ведь, например, на концертах зачастую множество людей могут быть в состоянии опьянения и не совсем адекватными. Опять же есть вопрос тщеславия, которое присуще многим творческим людям. Какая у Вас позиция по этому поводу? Как вы боретесь с соблазнами творческого человека, если они появляются?

Мне часто задавали этот вопрос, и я всегда отвечал вопросом на вопрос. Вот скажите: топор – это хороший инструмент или плохой? Ведь топором в истории, наверное, было зарублено много людей. Наверное, сотни тысяч, а может быть миллионы. Но, топором было построено и огромное количество зданий, храмов. Топор есть топор, и вот куда направят топор, что в него вложат, такой и получается результат. Рок-музыка - она как топор. Что вы в неё вложите, то и получите. 

Когда я только пришёл к вере, у меня были какие-то сомнения. Я читал в разных книгах разные отзывы о рок-музыке. Кто-то называл это чистым сатанизмом, но я так не думал, потому что у меня был собственный опыт на эту тему. Когда мы выпустили первый альбом группы Парк Горького, мы однажды приехали в офис к нашему менеджменту. Там была большая барная стойка и за ней стояли мешки, в которых копались девушки, которые работали на менеджмент и когда я спросил, что это за мешки? Мне сказали: «Это письма, которые вам пишут со всего мира». Я улыбнулся и сказал: «Ну, конечно, мы никогда не будем в состоянии прочитать это, это же тысячи, тысячи, тысячи писем». И девушки сказали: «Да, мы их сами открывали и сами читали, вы их не прочитаете, но вот там стопка, на краю стойки, эти письма вы просто должны прочитать». Я подошёл, там лежало, наверное, десятка четыре писем. Я начал читать эти письма. Все письма были по поводу одной песни. Песня с нашего первого альбома, которая называлась «Try To Find Me» - «Постарайся меня найти». И почти во всех письмах было написано одно и то же. Большую часть писем составляли такие слова: «Благодарю вас, эта песня помогла мне не покончить жизнь самоубийством». И вот тогда я задумался: «Надо же, какой всё-таки силой обладает музыка и слово». В этой песне, всё-таки, потрясающие слова. 

Позже, у меня была какая-то личная коллизия. Это было в первой половине 90-х. Я написал злую песню. Слава Богу, она никуда не пошла, ни на какой альбом. Там был просто выплеск энергии и вот тогда я почувствовал, как какая-то страшная сила вошла в мою жизнь и начала всё ломать. Всё стало не получаться. И я понял, что ни в коем случае нельзя никакое зло выплёскивать. Тем более в музыке. Поэтому музыка она действительно как топор. Вы можете ей и дом построить, и голову проломить тому, кто слушает эту музыку.

Ну, а потом, у меня был другой опыт. Я имел счастье великое, соприкоснуться с настоящим святым, великим старцем русским - протоиереем Николаем Гурьяновым, который жил на острове Залит. Это вот такой настоящий Серафим Саровский нашего времени. К нему тысячи-тысячи людей ехали со всего мира, и никто не уезжал от него пустым. Я подошёл к батюшке и один из вопросов, который я ему задал, был такой: «Богу угодно ремесло, которым я занимаюсь?». Он улыбнулся, посмотрел на меня и сказал: «Угодно, угодно». 

Он дал мне понять, что Господь понимает, что я знаю, что можно делать, а что нет.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

У Вас никогда не было мыслей попробовать себя как композитор в сотрудничестве с православной церковью. Может написать какие-то произведения, который найдут понимание в сердцах людей, которым по каким-то причинам православие чуждо и тем самым помочь им обрести покой в душе?

Если честно, я никогда не задумывался о том, смогу ли я что-то написать для церкви. Это очень серьезная субстанция и высота. Я даже не дерзал думать об этом.

Единственное, в свое время Ольга меня попросила написать музыку к произведению Пушкина «Пророк». Можно даже найти в сети записи, где Ольга исполняет эту песню на концерте.

Во всех произведениях, которые мы с ней делаем – всегда есть какая-то искра. «Падаю В Небо», «Иерусалим» - у нас много песен, которые имеют духовное зерно. Но, конечно, это не произведения для церкви. Хотя, может, какой-то хор захочет исполнить их. Кстати, для спектакля Большого Театра – «Князь Владимир», мы написали песню, которая называется – «Россия» и Ольга ее там исполнила. Мне иногда пишут церковные люди с просьбой дать ноты или фонограмму этой песни. Но, это опять же, не музыка для церкви. 

Церковь – это нечто другое и были композиторы, которые писали для неё. А большинство произведений – древние, пришедшие к нам еще из Византии, и я даже не знаю, кто был их автором. 

Может быть, в старости, что-нибудь получится. (смеется). На всё воля Божья. Тут никакой самодеятельности быть не может. Я еще не все сделал, что задумал, даже для рок-музыки. Много чего еще хочется успеть сделать. А там – как Бог даст.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Ваш семейный союз с Ольгой Борисовной Кормухиной – это союз двух очень ярких творческих людей. А как мне кажется, это всегда не самая простая история, так как такие люди, зачастую находятся в состоянии постоянного вдохновения и эмоции могут превалировать над разумом. Бывает, что вы ссоритесь или жарко спорите по поводу творческих вопросов и как Вы обычно приходите к общему знаменателю? :-)

Я бесконечно благодарен Богу, за то, что Господь меня соединил с Ольгой. Это удивительное чудо - чудо в моей жизни. Наш союз - огненный и что касается творчества, то мы часто искрим, мощно искрим. В студии бывает целый водопад искр. Но мы смиряемся, смиряемся друг перед другом - это необходимо. Прекрасно то, что мы уже встретились, будучи верующими людьми, иначе, наш союз уже бы распался. Мы как неровные камушки, когда их начинают соединять, тереть и они в итоге соединяются, становятся ровными. Нам никогда не бывает скучно. Единственное, чего нам не хватает - времени. Времени друг для друга, для семьи, для творчества. Просто не хватает, к сожалению. В остальном всё прекрасно. Мы очень любим друг друга и, удивительно, что с каждым годом наша любовь растет, как цветок распускается.

Создать карусель             На сцене с Ольгой Кормухиной
Создать карусель На сцене с Ольгой Кормухиной

Беседу вёл: Артём Гарькавый (Dj Distemper).

Фото предоставили: Марина ЗахароваSosnogorsk.org и Yandex.

Интервью создано при поддержке сообщества музыкантов: «Музыканты России».

Вступайте в группу Live Show Голос Рока ВКонтакте:

https://vk.com/showgolosrocka

Подписывайтесь на наши каналы:

Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5ba4792f2e368400a92152a8

Instagram: https://www.instagram.com/liveshowgolosrocka

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц