Найти тему
Forward Telecom

Как выбрать биллинг для СМБ?

Предположим, у вас есть небольшая компания, которая как раз доросла до того этапа развития, когда ей нужна биллинговая система. Это может быть, например, среднего размера телеком-оператор или интернет-магазин. Или любая компания в сфере услуг, подразумевающая использование клиентами тарифов и личных кабинетов. Именно биллинговая система объединяет и хранит данные об услугах, которые использовали клиенты компании (в случае с оператором - абоненты), о внесенных ими суммах, потраченных средствах, тарифах, состоянии лицевых счетов. В современных системах также можно настраивать рекламные кампании, управлять скидками. А анализируя данные о поведении пользователей (например, о том, какие услуги в какое время они заказывают) можно грамотно управлять тарифной политикой и программами лояльности. Сегмент СМБ редко имеет ресурсы, чтобы разработать такую систему “под себя” с нуля. К счастью, сейчас на рынке есть достаточное количество “серийных” IT-инструментов, в том числе - готовых биллинговых систем, настраиваемых под нужды компании-клиента. Таким образом, всегда можно подобрать биллинг для smb, подходящей для вашего бизнеса. Давайте посмотрим, на какие факторы следует обратить внимание.

Архитектура

То, как спроектирована система billing для smb, и играет основную роль при оценке, насколько решение подходит для бизнеса. Вопрос архитектуры, например, касается хранения данных. Допустим, баланс лицевого счета абонента - он может рассчитываться динамически или в виде простого значения. Расчет в динамике учитывает все платежи и списания за интересующий период, поэтому вы можете всегда узнать состояние лицевого счета на любой период времени, сделать перерасчет, отменить оплату, скорректировать стоимость тарифа или исправить ошибку. А когда баланс в системе указывается простым значением, проследить историю платежей в ней невозможно. Понятно, какой вариант более функционален.

Возможность проследить историю касается и других данных, хранящихся в биллинге: минуты, мегабайты, льготные периоды, часы, услуги и прочее.

Второй важный параметр архитектуры - это структуры хранимых данных. Например, если система billing для смб сохраняет данные в виде простой строки, это не позволит вам построить отчет о количестве клиентов с привязкой к определенному географическому району (например, на одной улице). К этому добавится человеческий фактор, ошибки при введении адреса, и проблемы с отчетностью вам обеспечены. Другое дело - когда в системе есть специальный справочник с ценами на продукты компании, документ со скидками пользователей в процентах, и при изменениях в справочнике или скидках система самостоятельно просчитывает связанные значения.

Наконец, биллинговая система должна корректно работать с большим массивом данных - ведь вы рассчитываете на рост клиентской базы. Ознакомьтесь с возможностями системы в плане работы с базами данных. Если система заявлена как работающая с любыми базами - это значит, что в реальности она не оптимизирована под большую нагрузку, и компенсировать проблемы производительности придется с помощью серверных мощностей. По-настоящему высокая производительность возможна только при использовании конкретной базы данных и соответствующей оптимизации.

Современность технологий

Биллинговая система, которая на рынке 10 лет, - это, конечно, баллы в пользу проверки и опыта. Но с другой стороны - если технология системы за это время не меняется, то она безнадежно устарела. Старые системы - это неудобная архитектура, допотопный интерфейс и сложности с технического поддержкой. И - крест на развитии системы. А значит, огромная вероятность того, что скорости система отстанет от бизнеса, который, надеемся, будет у вас развиваться.

Спрашивайте разработчика, какие технологии используются в системе, как планируется ее развивать, как часто происходят обновления.

Процесс внедрения

Внедрение информационной системы, в том числе и биллинга, - это комплексный процесс, который, если пройти его с ошибками, способен похоронить всю идею автоматизации биллинга. Самостоятельно внедрить биллинг для смб сложно, но можно. Надо понимать, что самостоятельное внедрение скорее всего пройдет дольше, чем тот же процесс, отданный в руки аутсорсера-интегратора. Средний срок внедрения системы billing в СМБ силами внутренних штатных специалистов - 6-7 месяцев. И еще остаются вопросы, смогут ли ваши люди уделять проекту должное внимание и обладают ли они должным опытом и уровнем знаний. Как показывает практика, в большинстве случаев штатные ИТ-инженеры компании занимаются внедрением биллинговой системы в своей фирме в первый раз в жизни. Вероятнее всего, такой проект будет не только дольше, но и дороже, чем привлечение аутсорсера.

Если же вы выбираете интегратора, ищите такого, чтобы смог помочь с наладкой бизнес-процессов, связанных с биллингом, а не только с настройкой самой системы. Интегратор в норме должен помочь вам настроить структуру тарифов, договоров, приказов по ценам и скидкам. Если у вас уже была биллинговая система, интегратор должен обеспечить миграцию данных из старой системы в новую. Ваш партнер также должен обучить пользователей работе с новым решением и протестировать систему перед ее промышленным запуском.

Функциональность

В какой бы сфере бизнеса вы ни работали, вашим клиентам определенно важны уровень сервиса и его гибкость. Таковы реалии современного рынка практически во всех его областях. Как это отражается на функциональности биллингово системы? Например, это означает, что она должна позволять клиентам оплачивать ваши продукты и услуги разными способами.

Важно учесть и возможности миграции на новое оборудование. Это значит, что более функционален биллинг, который поддерживает определенный протокол взаимодействия, а не заточен под работу с конкретным “железом”.

Что касается технологий, учтите поддержку биллингом BRAS, софтсвичей и другого оборудования. Для интернет-провайдера также понадобится возможность автоматизации схемы доступа по технологии IPoE. Не лишним будет и открытый API с подробной документацией.

Также важно учесть работу с печатными формами. Как именно в биллинге формируются договоры, акты, карточки клиентов, квитанции, счета, другие документы? Могут ли сотрудники сами добавлять документы и изменять их?

Наконец, не забывайте, что вашим клиентам, скорее всего, нужен личный кабинет - и он должен быть удобен в использовании. В идеале абонент должен иметь возможность сам управлять своим тарифом, онлайн изменять пакет подключенных услуг. Также одно из конкурентных преимуществ - автоматизация маркетинга, и неоспоримым плюсом будет возможность управлять программами лояльности, акциями и другими маркетинговыми активностями прямо из биллинговой системы.

Возможности настройки

Биллинг для смб должен соответствовать требованиям бизнеса. Например, если вы часто меняете тарифы, оптимизируя их под аудиторию, вам нужна система, которая позволяет это делать легко и быстро. К тому же, биллинг должен работать на развитие бизнеса, а не просто закрывать дыры по расчету оплат. Такой перспективный биллинг должен интегрироваться с другими системами компаниями - например, с CRM, или PRM-системами. В общем, хорошо когда биллинг может решать и “небиллинговые” задачи.

Сертификация

ИТ-системы подлежат обязательной сертификации. Для получения сертификата система должна быть протестирована в независимой лаборатории. Сертификация - гарантия работоспособности системы в том числе при максимальной нагрузке. Максимально возможное количество абонентов при этом указано в сертификате. Соответственно, смотрите при выборе системы в сертификат: если вам нужен инструмент для работы с миллионной базой, а в сертификате указано 500 000, то, наверное, стоит подумать, покупать ли такую систему.

Продукт BillingSaas, например, имеет необходимые сертификаты и подходит практически для любой компании в сегменте СМБ.

Техническая поддержка

Не стоит недооценивать значимость технического сопровождения системы со стороны разработчика - оно вам обязательно понадобится. Для многих сфер бизнеса - операторы, поставщики услуг, интернет-провайдеры - быстрая биллинговая система является одним из наиболее важных конкурентных преимуществ. Вы должны быть уверены, что в случае возникновения проблемы будут решаться быстро и качественно.

Как это заранее проверить? Узнайте, есть ли у разработчика круглосуточная линия поддержки или какой-то альтернативный вариант (например, личный менеджер, доступный в любое время), работает ли система регистрации заявок. На качество сервиса работает и наличие системы метрик для оценки обслуживания со стороны разработчика: время реакции на обращение, количество открытых заявок, время восстановления базы при сбое. Также узнайте, как именно разработчик сможет вам помогать: готов ли он выделять ресурсы для развития вашей системы, настройке новых возможностей, а не только для устранения проблем.

Цена

Конечно, обойти этот критерий вниманием невозможно. Бывает биллинг, заявляемый как бесплатный - но по факту платить все-таки придется. Например, за определенные функциональные модули или техническую поддержку. Однако если у вас есть четкое представление о развитии бизнеса на ближайшие годы и вы понимаете, какой функционал вам нужен, вам может хватить и бесплатного функционала. Словом, тут все индивидуально.

Уточните ценообразование разработчика в плане обновления версий, будет ли поддерживаться ваша версия после выпуска новой. В некоторых случаях приходится доплачивать, и сумма бывает сопоставим с покупкой новой системы.