Найти тему

«Город» Клиффорда Саймака – роман-пророчество?

Роман «Город» американского фантаста Клиффорда Саймака написан в середине прошлого века и с тех пор переиздавался множество раз (только на русском языке - не менее пятнадцати). Однако темы, затронутые в нём, актуальны и поныне. Признаться, когда я начинал читать его, был настроен скептически. Первая же история, открывающая роман, показалась скучной и вызвала изрядную долю скептицизма – некоторые «предсказания», сделанные писателем, видятся забавными с точки зрения человека ХХI века.

Однако это было лишь начало.

Дочитав до конца, я понял, что книга оставила у меня глубочайшее впечатление. И я рекомендую её прочесть всем.

Чем же интересен «Город» современному читателю?

Книга в большой степени социальная и философская, нежели «научно-техническая». Проблемам рядового человека Саймак уделил гораздо больше внимания, чем технологическим прорывам, которые он предсказывал человеческой цивилизации. Впрочем, обо всё по порядку.

Роман построен не совсем обычно. Перед нами не линейное повествование, от начала до конца. «Город», по сути, это сборник отдельный историй, связанных общей нитью – семьёй Вебстеров. Каждая история рассказывает о разных поколениях этой семьи, этакая семейная сага. Забавно, что истории эти как бы рассказывают представители другой разумной расы, открывая человеку взгляд на человека со стороны. Что это за раса, прочитаете сами)))

Первая история несколько скучна и отдаёт морализаторством. Два старика ругают перемены и вспоминают «старые добрые времена». Однако не стоит обманываться: это лишь завязка, начало событий. Мир меняется, говорит автор. Города приходят в запустение, люди благодаря развитию технологий могут позволить себе уйти жить в индивидуальные усадьбы. Здесь же упоминается о создании усадьбы Вебстеров, о которой пойдёт речь дальше.

-2

Раскрывать подробности сюжета не стану. Но надо пояснить, отчего же я считаю этот старый роман актуальным и интересным.

Да, многие предсказания и предположения выглядят сегодня ошибочными. Саймак устами своих героев предсказывает отказ от традиционного сельского хозяйства и воцарение гидропоники к концу ХХ века. Овощи, выращенные в банках, крупнее и вкуснее натуральных, и быстро вытеснили последние.

Он покосился на громоздящиеся на заднем сиденье корзины и ящики:
– Овощишками нагрузился?
– Ага, – подтвердил Уле. – Молочная кукуруза, молодая картошечка, три-четыре корзины помидоров. На продажу везу.
Грэмп покачал головой:
– Пустая затея, Уле. Никто не возьмет. Теперь все вбили себе в голову, что для стола одна только гидропоника годится. Гигиенично, мол, и вкус потоньше.
-3

Мы видим, это эти опасения не сбылись – натуральные овощи и фрукты, наоборот, сегодня широко рекламируются и стоят часто недёшево. Но сама тенденция! Разве не заменяется сегодня часть продуктов эрзацами? Пальмовое масло вместо сливочного, восстановленные соки вместо настоящих, и так далее.

Или, например, сцена с муравьями. Один из героев задаётся вопросом, почему муравьи, при их организации и трудолюбии, не эволюционируют? Он ставит на муравейник стеклянный колпак, чтобы муравьи пережили зиму в тепле, и это становится толчком к развитию муравьиной цивилизации. По-моему, это совсем не научно)

Но есть в романе и серьёзные вопросы, касающиеся непосредственно нашей цивилизации. Люди построили развитое общество, и постепенно энтузиазм к открытиям и созиданию иссяк. Малая часть людей отправилась покорять дальний космос, а большая – переселилась навсегда на Юпитер (почему – читайте в книге!). На Земле осталось совсем немного людей, и они не смогли поддерживать инфраструктуру планеты должным образом.

...Человек изменился. Нет прежних знаний, нет прежней сноровки. Ум стал дряблым. Человек живет лишь сегодняшним днем, без каких-либо лучезарных целей. Зато остались старые пороки – пороки, которые он полагал достоинствами, считая, что они поставили его на ноги. Осталась незыблемая уверенность, что только его жизнь, только его племя чего-то стоит, – самодовольный эгоизм, сделавший человека властелином мироздания.

Цивилизация пришла в упадок. Остатки человечества укрылись в Женеве под невидимым колпаком, постепенно погрузившись в искусственные сны, навевающие сладкие грезы. Не походит ли это на сегодняшнее общество потребления, когда большая часть людей не стремится что-то создавать и покорять, а проводит время в шопинге, виртуальной реальности, либо просматривая многочисленные ТВ-шоу?

Но Саймак даёт своему человечеству шанс. Некоторое количество людей возвращается к истокам и начинает всё сначала. И всё же по прочтении остаётся ощущение грусти и утраченного величия. Люди бездумно растратили свои достижения, своё могущество, уступив место другим разумным видам (коих в книге упоминается четыре!). Хочется думать, что наше общество вовремя одумается, прекратит уничтожать само себя и планету и всё же возьмётся за ум. Именно этот посыл я считаю самым ценным в книге. Более всего он выражен в последних, восьмой и девятой истории, замыкая таким образом этот необычный роман

Читайте «Город» Клиффорда Саймака! Проследите путь цивилизации вместе с её героями. Не пожалеете, обещаю!

Друзья, мне очень нужны ваши лайки. Пишите комментарии, обсудим книгу вместе.

Подписывайтесь на канал!

На сегодня это всё! До встречи!

Фото: https://pixabay.com/ru/photos