В День памяти и скорби принято вспоминать и пересматривать фильмы о войне. Поэтому сегодня мы поговорим об Алексее Германе-старшем и его картинах «Двадцать дней без войны» и «Проверка на дорогах».
«Двадцать дней без войны» рассказывают историю фронтового журналиста Лопатина (его играет Юрий Никулин). Лопатин приезжает в отпуск в Ташкент, и мирный город уже кажется чуждым тому, кто ещё недавно был с центре боевых действий. Если вдруг не смотрели, вы будете удивлены, как Никулин справился с этой ролью. Пронзительный фильм.
В «Проверке на дорогах» речь идёт о рискованной операции советских партизан на оккупированной фашистами территории. Отряду нечего есть, и им приходится довериться желающему раскаяться некогда перешедшему на службу к немцам бойцу.
Режиссёрский стиль Германа-старшего тяготеет к документалистике и большому количеству деталей. Его фильмы зачастую неуютные и для многих неприятные в своей смеси натурализма и метафоричности. В них не всегда можно понять, какой план важнее, первый или второй. Или, может быть, третий? И почему, если второй план — ведущий, он всё ещё остаётся вторым?
Фильмы режиссёра открывает закадровый голос, зачастую с разной целью. «Проверка на дорогах» начинается с монолога об отравленной немцами картошке — нас вводят в курс дела. А в «Двадцати днях без войны» закадровый голос играет роль дневника. Кстати, читает закадровый текст сам писатель и автор сценария — Константин Симонов
Война у Германа имеет свой голос, не похожий на голос Калатозова, Быкова или Ростоцкого. О его фильмах сложно рассказывать, потому что их нужно смотреть, чтобы составить своё собственное мнение.
#FEELLINI_Режиссёры