Найти тему
Пушкинский музей

Аннет Мессаже: балерины, мертвые воробьи и нежная эклектика

За спиной черной фигуры девочки-балерины, выполненной из деформированного алюминия и украшенной черной же балетной пачкой, расположилась пестрая комедийная кукла из тех, что используют в своих представлениях чревовещатели — кажется, так получилось случайно — как будто клоун, раздеваясь, бросил цирковой костюм на спинку антикварного стула.

Аннет Мессаже. Маленькая балерина. 2011 год. Вид в экспозиции Fondation Louis Vuitton © Adagp, Paris 2019 Crédit photo : © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage
Аннет Мессаже. Маленькая балерина. 2011 год. Вид в экспозиции Fondation Louis Vuitton © Adagp, Paris 2019 Crédit photo : © Fondation Louis Vuitton / Marc Domage

Французская художница Аннет Мессаже вообще прославилась тем, что с умыслом сочетает несочетаемое. С 1960-х она использует в творчестве фотографии, свет, тканевых кукол, костюмы, чучела животных, предметы обихода, записки и рисунки. Она связывает в единые композиции фото частей человеческого тела и предметы быта; сваливает в угол кучу детских игрушек, обрамляя их строгими рамами с костюмами и фотографиями, вяжет теплое шерстяное покрывало для мертвого воробья.

Каждый из элементов её работ, просто за счёт того, что это вещи или фотографии вещей, которые мы можем каждый день видеть за пределами выставочного зала, наделён десятками сложных смысловых связей. Кажется, такой клубок не распутать никогда в жизни. Но каким-то непостижимым образом работы Мессаже каждый раз получаются эклектичными, но понятными и невероятно трогательными.

Эдгар Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица.
Эдгар Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица.

Вот и работа «Маленькая балерина» 2011 года, — отсылает к скульптуре Эдгара Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», которую тот закончил в 1881 году и до конца жизни держал в мастерской. Важно знать, что модель «Четырнадцатилетней танцовщицы» — абсолютно реальный подросток Мари ван Гётем, учащаяся балетной школы из бедной семьи. О судьбе девочки ничего неизвестно, но балетную школу эту совсем скоро закрыли, а обе ее старших сестры оказались на каторге. Сам Дега так и оставил скульптуру восковой, не став делать копии из бронзы или другого более долговечного материала.

Чтобы почувствовать «Маленькую балерину», главное — не рассуждать и не строить логических конструкций формата «автор хотел сказать». А просто положить работу в голову, и подождать, пока она сама не сложится в ажурный узор, как бывает со всеми произведениями Мессаже, из какого бы хлама они не были сделаны.

Если вы еще этого не сделали, подпишитесь на канал Пушкинского музея в Яндекс.Дзене — и мы расскажем вам обо всех художниках выставки коллекции Fondation Louis Vuitton. Кроме того, у вас будет шанс попасть на одну из запланированных экскурсий с экспертами и медийными персонами.