Вопреки бытующему мнению, трактора марки ЧТЗ (Челябинского Тракторного Завода) всегда пользовались спросом. Причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Отечественная техника всегда славилась своей демократичной ценой и неприхотливостью. Поставлялись трактора ЧТЗ по всему миру. Завод даже имеет свои представительства в Перу, Индии, Вьетнаме и т.д.
Однако, какой бы техника не была, она не перестает быть техникой. Поломки неизбежны. Соответственно вынуждены представители ЧТЗ ездить за рубеж с целью выявления и устранения неисправностей. Причем, порой, весьма специфических.
Так, например, во второй половине "нулевых" в одной из африканских стран краску с тракторов съели местные мошки. Съели в буквальном смысле этого слова. До голого металла. Пришлось изобретать новый состав краски, который мошкам будет не по вкусу...
В Афганистане представители завода вообще подверглись нешуточной опасности. В Кабуле, в аэропорту имени Хамида Карзая их встречал человек в камуфляже, с оружием.
- Здравствуйте, я ваш переводчик!
Сели в джип, поехали в горы, где стояла неисправная техника ЧТЗ. Там переводчик оставил заводчанам пистолет, гранату, и, со словами "Увидимся утром, если на то будет воля Аллаха", уехал. Уральцам стало как-то не по себе... днем все было тихо, а ночью в горах загремела пальба. Стреляли со всех сторон! Утром - опять тишина.
Оказалось, что там была какая-то спорная территория, за которую два клана ведут борьбу уже несколько сотен лет. Но сражаются только по ночам, днем - наоборот, мирно трудятся бок о бок. Когда высыпаться успевают - непонятно...
Техника ЧТЗ поставлялась не только в южные страны, но и на север. В частности - на Шпицберген. И там она тоже ломалась... это избалованным европейцам кажется, что там, на северном архипелаге, очень холодно. Для уральских людей - обычная зима. Даже мягкая, теплая.
Отправился и туда сотрудник ЧТЗ, для ремонта. Через несколько дней отзвонился, отрапортовал:
- Все сделал, завтра выезжаю обратно.
Соответственно, ждут его на Родине. И коллеги на заводе, и жена дома.
Проходит день. Два. Сотрудник еще не вернулся. Неделя. Все уже обеспокоены. Жена звонит на работу, ищет мужика. На работе - звонят на Шпицберген, тоже ищут мужика. Но там заявляют, что уралец давно покинул архипелаг и настоящее его местонахождение неизвестно. Все сбились с ног, уже не знают, что и думать! Человек пропал! Шутка ли? Подключили все каналы, как служебного, так и частного характера, но поиски результата так и не принесли.
Так прошла еще одна неделя.
Как вдруг на ЧТЗ прозвучал телефонный звонок. От того самого пропавшего:
- Заберите меня отсюда!
- Отсюда - это откуда?
- Из Норвегии!
- А как ты туда попал?
- Без понятия...
Оказалось, закончив ремонт, решили, по старому русскому обычаю, это дело обмыть. Обмыли. Потом добавили еще. И еще. И еще немного. Дальнейшее заводчанин помнил слабо. Однако точно был уверен, что пил и закусывал.
Когда протрезвел - выглянул в окно, а там - чисто, ухожено. Все не по нашему! Смекнул он, что оказался в Норвегии. Но каким способом - на этот вопрос ответа дать не мог никто...
В итоге, конечно, вернули мужика на Родину. История умалчивает, какие каналы при этом были задействованы.
Кстати, в командировки после этого он ездить не перестал, но не пил почти два месяца.