Найти тему
Мнемозина

Как Москва уничтожила свободную Русь

Апполинарий Васнецов. Новгородский торг
Апполинарий Васнецов. Новгородский торг

Великий Новгород – славный древний город на северо-западе России, между Москвой и Санкт-Петербургом. С 7 по 9 июня 2019 года он отмечает 1160-летие с момента первого упоминания его в летописи.

Он мог бы и поныне являться столицей русского демократического государства, если бы другая Русь - Московская - не задушила бы русскую демократию. Москва убила Новгород и насадила, по выражению ряда современных националистически настроенных историков, "особый тип русскости - Триединый тип служаки, империалиста и раба. Если бы победил Новгород, мы были бы ДРУГИМИ. И страна у нас была бы совсем другая".

Господин Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России. Место призвания летописного Рюрика и зарождения российской государственности. В 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси. Новгород не подвергся монгольскому нашествию - богатые жители Новгородской земли попросту откупились от Орды. Он сохранил уникальные памятники древнерусской архитектуры и был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII вв.

Город, с которым не могли справиться ни хищные европейцы, ни дикие ордынцы, сгубила Москва. Военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой 1471 года закончился разгромом демократии, подписанием "мирного договора", после которого Новгородская республика утратила свою независимость, обязалась разорвать отношения с другим западнославянским государством - Великим княжеством Литовским - и уплатить Ивану III огромную по тем временам контрибуцию в размере 15,5 тысяч рублей.

"Уничтожение городского веча". Художник  Клавдий Лебедев
"Уничтожение городского веча". Художник Клавдий Лебедев

Символ народовластия - вечевой колокол - был снят с колокольни и вывезен в Москву.

Что уничтожила Московская Русь?

-3

Новгородское княжество отличалось от прочих средневековых государств весьма оригинальным политическим устройством: верховная власть принадлежала не князю, а народному собранию (вечу), поэтому часто и называют Новгород республикой. Он был наёмным военачальником. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан. Новгородское вече выбирало правителей города: посадника, тысяцкого и архиепископа. Посадник, избранный на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием, представительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ – глава церкви – был также хранителем казны, контролером торговых мер и весов, посредником между князем и посадником.

Новгородская республика в период своего расцвета владела огромной территорией. Ее земли простирались от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Новгороду принадлежали Волжская, Ижорская и Карельская земли, южное и западное побережье Кольского полуострова, Обонежье, Заонежье и Заволочье. До XIV века в состав Новгородской республики входила также Псковская земля.

С самого начала это государство было многонациональным. На территории, подвластной Новгороду Великому, жили, кроме русских, карелы, вепсы, саамы и коми. Населяли Новгород в основном ремесленники: кузнецы, оружейники, столяры, гончары, сапожники, ювелиры, но много было и простого люда - грузчиков, лодочников, строителей. Их называли «меньшими» людьми. В случае войны эти люди брались за оружие и становились главными и самыми отважными защитниками города.

Новгород был крупнейшим торговым центром. Ему открыты были Балтийское море и западные страны, Владимирское княжество и Волжскую Болгарию, а там по Волге – восточные страны. Через Новгород проходил знаменитый водный путь «из варяг в греки». В Новгород приезжали купцы из Германии, Швеции и других стран Европы, здесь размещались торговые дворы – Немецкий и Готский, организованные в XII веке для купцов германских городов. В 1184 г. было начато строительство немецкой церкви св. Петра. В 1241 г. был образован Ганзейский торговый союз северогерманских городов, куда вошёл и Новгород.

Великий Новгород был центром высокой культуры. Изделия новгородских ремесленников славились не только в русских землях, но и за границей. Улицы Новгорода были покрыты деревянными мостовыми, имелся подземный водосток, сооружённый из выдолбленных брёвен, и водопровод.

За что Москва возненавидела Новгород?

В первую очередь, конечно, за вольность. Ханская Московия воцарилась над славянскими и иными народами огнем и мечом. Как могли москвичи допустить,чтобы в условиях открытости границ подданные князя московского и всея Руси видели,что можно жить в вольности, а не в рабстве?

Поводом для нападения Моковской Руси на Новгородскую стало намерение группы новгородских бояр объединиться с другим славянским государством - Литвой.

На княжение новгородское правительство пригласило из Литвы сына киевского князя Михаила Олельковича, а новгородское духовенство отказалось подчиняться московскому митрополиту.

Можно было не сомневаться,что вскорости под боком у Москвы возникло бы мощное демократическое славянское государство, опасное для Москвы не только экономически и политически, но и идеологически - рабская идеология покорности была бы сломлена.

Великий князь московский Иван III (1462-1505) призвал бояр, помещиков и духовенство покарать правителей Новгорода за измену Руси и православной вере.

Иван III
Иван III

Несмотря на восьмикратное превосходство в силах, новгородцы были разбиты московским войском, потеряв двенадцать тысяч убитыми. Усмирение Новгорода сопровождалось жесточайшими репрессиями. Летописцы сообщают о них с леденящими душу подробностями.

Для начала у рядовых пленных отрезали носы, губы и уши и в таком виде отпустили по домам, чтобы всем показать, что ожидает тех, кто осмелится восстать против верховной московской власти. Пленных же воевод вывели на площадь, и, прежде чем отрубить им головы, у каждого предварительно вырвали язык и бросили на съедение голодным псам.

В 1477 году, когда новгородские власти вновь отказались величать Ивана III своим государем, а в городе были убиты несколько его сторонников, князь предпринял второй поход на Новгород.

В начале декабря 1477 г. Новгород был полностью блокирован, и 13 января 1478 года новгородские власти капитулировали. Иван III ликвидировал самоуправление Новгородской республики. По его распоряжению вечевой колокол – символ новгородской вольности – привезли в Москву и повесили на колокольню Успенского собора.

Вместо посадников и тысяцких Новгородом стал управлять наместники, присланные из Москвы и отпущенные "на кормление" - кормиться тем,что удастся собрать с местного люда. Многих новгородских бояр и купцов выслали из города, а их земли отдали московским служилым людям.

Немецкий двор закрыли, иноземным купцам предложили приезжать с товарами в Москву.

Если бы Новгород стал Москвой

Что было бы с нашей историей, если бы в XV веке руководящей силой стал Великий Новгород, а не Москва? В 1973 году этим вопросом задался знаменитый славист, эмигрант, Александр Васильевич Исаченко. Опубликованная им статья «Если бы в конце XV века Новгород одержал победу над Москвой» тогда наделала много шума в научном мире. В своей работе ученый описывает все те преимущества, которые бы ожидали нас при возвышении Великого Новгорода. Например, по мнению Исаченко, русский литературный язык сформировался бы намного раньше, и уже в XVII веке мы бы имели своих «мольеров», «расинов», а не «полуграмотное» «Житие протопопа Аввакума». А «Библия» была бы переведена на «нормальный», понятный русский язык уже в XVI веке.

«Нельзя не заметить, что вся кровавая история русского самодержавия и деспотизма берет свое начало именно в Москве конца XV начала XVI веков… Московское государство строит и перестраивает свою идеологию на потерпевшей полный крах идеологии рухнувшей Империи. Вместо того, чтобы включиться в общеевропейское духовное движение Возрождения, Гуманизма и Реформации, Московития, уже отрезанная от Византии, всеми силами отмежевывается от латинского Запада». Иными словами, ученый хочет до нас донести мысль, что мы имели возможность стать членами прогрессивного человечества уже в XVII веке: «Москва с ее ультра-реакционным изоляционизмом была неспособна превратить полуазиатское государство в европейскую державу. Для этого потребовался полный пересмотр государственной идеологии, перенос центра новой империи на такое место, откуда поудобнее было бы «прорубить окно в Европу». Но если допустить, что руководящей силой на Руси еще в XV веке мог стать Новгород вместо Москвы, то и пресловутое «окно» оказалось бы излишним: ведь дверь в Европу через Новгород была бы открыта настежь».
Александр Исаченко

А мог ли Новгород стать столицей демократического русского государства, раскинувшегося от Таймыра до Памира, от Камчатки до Татр? От Балтийского до Черного морей?

Об этом - в следующем выпуске