В высокогорном курортном Цахкадзоре (Армения) в первых числах июня прошел 5-й юбилейный форум «ЕАЭС: Армения – сотрудничество». Организаторами мероприятия выступили торгово-промышленные палаты Армении, России, Беларуси, Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Всероссийский конгресс Киргизии и компания «Ивентцентр», а также посольства России, Беларуси и Казахстана в Армении.
Основной темой мероприятия стали достижения Союза за пять минувших лет и предоставляемые интеграцией новые возможности, а также возникающие проблемы. В рамках форума было проведено несколько пленарных сессий, секционных заседаний, контактных бирж, конференций и встреч в формате B2B.
Участвовали около 100 предпринимателей из разных стран, а также представители госструктур стран ЕАЭС, различных союзов и ассоциаций и др. К примеру, среди модераторов секции «Электронная торговля – современный инструмент для экспорта товаров и услуг на международные рынки» были представители таких известных компаний, как Alibaba Group Holding, eBay Inc., Globbing и другие.
Форум проводился с целью организовать обсуждения между предприятиями стран-членов ЕАЭС, помочь найти новые деловые контакты, расширить рамки и сферы бизнес-сотрудничества, провести диалог с представителями правительства на предмет взаимодействия в вопросе увеличения экспорта из ЕАЭС. Предполагается, что форум посодействует укреплению взаимовыгодного торгового и производственного сотрудничества. За 5 лет проведения подобных мероприятий было заключено 1500 деловых контрактов.
В день открытия форума член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине Минасян отметила, что в условиях глобального снижения темпов роста экономики ЕАЭС может похвастаться экономическим ростом. В частности, по её словам, Армения показывает максимальные показатели роста на евразийском пространстве: «Это очень важные результаты. Но мы понимаем, что ожидаем от Союза не только роста объемов товарооборота, но и реальных кооперационных связей, реального взаимодействия в промышленности, развития экономики за счет более эффективного сотрудничества».
В то же время отсутствие общей границы со странами ЕАЭС и сложности с преодолением транзита остаются главными болевыми проблемами для Армении. По словам К. Минасян, эту проблему нужно решать максимально оперативно, чтобы увеличить возможности экспорта, который со времен вступления страны в ЕАЭС вырос в три раза.
Коснувшись проблем, характерных для всего Союза, К. Минасян выделила слабую активность неправительственных организаций и прессы в деле информирования населения об интеграционных процессах, а также стремление к протекционизму со стороны стран-участниц в период экономических сложностей. В этом аспекте (необходимость активизации информационной и гуманитарной составляющей Союза) министра полностью поддержал чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Армении Тимур Уразаев. По его словам, странам ЕАЭС через НПО нужно не просто пропагандировать, но и показывать площадки тем, кто занимается бизнесом. «Все возможности в рамках ЕАЭС должны быть широко освещены в СМИ», – отметил дипломат. Он заверил, что Казахстан чётко придерживается стратегии углубления взаимоотношений вне зависимости от конфигурации границ: «Мы будем продолжать использовать наши транзитные возможности. Приоритетным является иранское направление, которое может позволить выйти на рынок Армении и обеспечить транспортную связь».
29 апреля вступило в силу соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, напомнила К. Минасян. Основная задача соглашения заключается в унификации процессов маркировки на всей территории Союза. Как поясняется в пресс-релизе, заложенные в документе нормы позволят усилить контроль за оборотом товаров в ЕАЭС, тем самым минимизировав «серый» импорт. Потребители же получат гарантию того, что они приобретают легальный товар. Внедрение системы маркировки также может способствовать оцифровке товарных потоков и формированию системы прослеживаемости.
Как известно, главы стран ЕАЭС 29 мая на заседании в Нур-Султане подписали соглашение о механизме прослеживаемости движения товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза. Это даст возможность странам собирать данные на основе сопроводительных документов и обмениваться ими для контроля за движением отдельных групп товаров. Министр добавила, что обсуждается вопрос внедрения электронно-цифровой пломбы, что позволит избежать двойного контроля на границе транзиторной страны. По её оценкам, издержки по транспортным расходам могут сократиться на 40% также за счет внедрения новых норм Таможенного кодекса, электронного декларирования и цифрового преобразования в целом.
В контексте вышеизложенного переход России с 1 июля на цифровой вид контроля по таким товарам, как табак, медицинское оборудование и обувь, является важным шагом на пути к всеобщей цифровизации. В то же время заметим, что на этом пути предстоит обойти немало подводных камней.
По словам председателя ТПП Армении Мартина Саркисяна, сотрудничество в рамках ЕАЭС продвигается довольно успешно и весьма динамично, в частности, по его словам, наблюдаются положительные изменения по всем направлениям, что способствует более полному раскрытию экономического потенциала государств-членов.
В свою очередь, торговый представитель РФ в РА Андрей Бабко заметил, что доля взаимной торговли стран ЕАЭС с Арменией составила 27% (порядка $2 млрд.), из коих 96,7% – приходится на двусторонний оборот с РФ, 2,5% – с Беларусью, 0,7% – с Казахстаном, 0,1% – с Киргизией. «Таким образом, РФ остается главным экономическим партнером Армении как на пространстве ЕАЭС, так и на международном рынке», – сказал А. Бабко. Он также подчеркнул, что взаимный товарооборот за четыре года на евразийском пространстве увеличился на 40%, а экспорт Армении на рынок стран ЕАЭС возрос в 2 раза.
Что касается объема товарооборота между Арменией и Беларусью, то он мизерный – всего 50 млн долларов, хотя и растёт. Так за 4 месяца нынешнего года он вырос на 30 %. Об этом в рамках цахкадзорского бизнес-форума заявил старший советник по торгово-экономическим, научно-техническим и инвестиционным вопросам посольства Республики Беларусь в Армении Дмитрий Семенович. По его словам, положительная динамика роста торговли между странами продолжается уже долгие годы, а объем торговли по итогам 2017-2018 годов вырос в 1,6 раза.
Директор департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП России Александр Копков полагает, что при наличии множества направлений для расширения сотрудничества между Арменией и Россией в ЕАЭС есть проблема со своевременным обменом актуальной коммерческой и конъюнктурной информацией. «Есть некий разрыв. Бизнес говорит о необходимости внесения каких-либо изменений, на что регулятор отвечает, что это давно имеется, задаваясь вопросом к бизнесу, почему последний этим не пользуется. Этот разрыв надо преодолевать, потому как делается очень много, но не все компании и экономоператоры понимают уже имеющиеся процессы. И наша задача состоит в том, чтобы с позиции рациональной критики оценивать происходящую действительность и все время генерировать вопросы для повышения эффективности работ и реализации синергетического эффекта потенциала, который заложен в идеи формирования ЕАЭС».
По общему мнению участников форума, имеется как минимум два комплекса проблем, связанных с интеграционными процессами в ЕАЭС. Прежде всего, речь идёт о том, что юридически и практически решены далеко не все экономические вопросы, связанные с взаимной торговлей товарами, услугами, движением капитала и рабочей силы, хотя за четыре года этот процесс очень сильно продвинулся вперед. В условиях, когда экономический рост падает, и пользуясь отсутствием наднационального правового регулирования, страны начинают принимать некие национальные нормы, способные ограничить движение тех или иных товаров. В результате периодически возникают проблемы, связанные с введением отдельными государствами специальных экономических мер, что приводит к дополнительным ограничениям. Таким образом, вторая проблема связана с взаимным доверием, ибо упомянутые ограничения зачастую несут политическую подоплёку (притом что интеграция в рамках ЕАЭС имеет прежде всего экономический характер).
Для того чтобы доверять друг другу, страны Союза должны выстраивать такое законодательство, в рамках которого можно было бы функционировать достаточно прозрачно, чтобы предотвратить движение контрафактной продукции, в том числе из третьих стран. Для ЕЭК здесь - поле для обширной деятельности.