Найти тему
РЕКА ВРЕМЕНИ

Охота на "ЯКов-оборотней" в небе Кубани. Полная версия

Знаменитая «Кубанская воздушная битва» начавшаяся в апреле 1943 года завершилась лишь в июне. Именно тогда были зафиксированы случаи нападения советских самолетов Як-1 на советские же истребители. Летчики, встретив в воздухе незнакомые самолеты, по силуэту определяли, что это наши Як-1 и теряли бдительность.

А потом «оборотни» совершали внезапную атаку, как правило, сбивали атакуемый самолет, и уходили к линии фронта. 29 апреля ЯКом-оборотнем был сбит самолет летчика Андрея Труда из 16 ГИАП, в котором воевал Александр Покрышкин. Еще несколько самолетов было потеряно по неизвестным причинам.

Излюбленной целью ЯКов-оборотней были самолеты, поставляемые по ленд-лизу - «аэрокобры» и «спитфайры». Яки-оборотни имели отличительные полосы на крыльях и камуфляж «зебра». Звезда была нанесена только на киле, а на фюзеляже и плоскостях она отсутствовала.

Летчики были предупреждены об опасности и действовали с повышенной осторожностью.

-2

В Центрально архиве Министерства Обороны, в документах 9-ой ГИАД, имеются подтверждающие документы о встрече наших летчиков с неизвестными Яками. Самолеты, не имеющие на фюзеляжах номеров, пытались зайти в хвост нашим истребителям. При этом наши летчики слышали переговоры по рации на немецком языке, и когда ведущий группы дал команду атаковать неизвестные ЯКи, тройка «оборотней», отвернули и ушли в сторону фронта.

В районе железнодорожной станции Абинская стал часто появляться самолет Як-1. Вначале на него не обращали внимания, а потом заметили одну закономерность. После его появления над станцией, в дальнейшем по ней обязательно наносился авиаудар. Этот Як-1 - первое упоминание о самолетах-оборотнях в небе Кубани.

Почему именно в апреле в кубанском небе появились Яки-оборотни?

А произошло следующее. В апреле 1943 года на Кубань перебрасывался 3-й ИАК, командиров которого был Савицкий. 17 апреля с аэродрома Россошь вылетела девятка истребителе Як-1 291-го ИАП. Лидером в группе шел бомбардировщик Пе-2. Лидер потерял ориентирование и вывел самолеты вместо аэродрома Старонижнестеблиевский на немецкий аэродром "Таганрог-Вест".

Истребители встали в круг, для захода на посадку, и вскоре тройка ЯКов приземлилась. Это было неожиданным даже для немцев. Летчики капитан Егоров и ст.лейтенант Единархов поняв, что сели на немецком аэродроме, оказали сопротивление и погибли. Один самолет сгорел. Сержант Горбачев сдался в плен без сопротивления.

-3

Немецкие зенитчики открыли огонь по самолетам, находящимся в воздухе и им удалось сбить еще 3 Яка. Три Як-1 и Пе-2 смогли уйти и добраться до нашего аэродрома.

Так в руках немцев оказались два исправных советских истребителя.

Согласно немецким документам, 11 мая 1943 года им достался еще один советский истребитель. Это был именной самолет Як-1 148-го ИАП "Сталинскому соколу Леониду Смирнову от трудящихся Фрунзенского района г. Саратова" на котором в тот день совершал боевой вылет ст.лейтенант Шкомплектов. Этот самолет приземлился на немецком аэродроме в Анапе. Был ли это угон, или навигационная ошибка –установить не удалось.

Як-1Б  ""Сталинскому соколу Леониду Смирнову от трудящихся Фрунзенского района г. Саратова" "  на немецком аэродроме
Як-1Б ""Сталинскому соколу Леониду Смирнову от трудящихся Фрунзенского района г. Саратова" " на немецком аэродроме

Необходимо было предпринимать срочные меры. Наличие в воздухе ЯКов-оборотней вело к необоснованным потерям. Кроме того, существовала высокая вероятность того, что, не разобравшись, наши летчики могли начать сбивать и свои Яки.

И тогда советское командование на несколько дней прекратило полеты истребителей ЯК, и была открыта охота на оборотней.

Один из этих ЯКов-оборотней был сбит летчиком-истребителем ст. лейтенантом Шмелевым из 4 ИАП в районе Геленджика 29 апреля. Это был самолет, регулярно появлявшийся над ж/д станцией Абинская. Пять дней дежурил летчик на аэродроме подскока, дожидаясь в засаде оборотня.

Герой Советского Союза Илья Васильевич Шмелев
Герой Советского Союза Илья Васильевич Шмелев

Что стало с другими ЯКами-оборотням, и сколько их всего было, точно не известно. Но после того, как советская сторона приостановила полеты советских ЯКов, а советские летчики любой увиденный ими ЯК считали врагом и сбивали, кубанское небо было очищено от истребителей -оборотней и больше они не появлялись.

-6