КОКам все время приписывают «побочки», которых у них никогда не было. Откуда берется страх перед гормональной контрацепцией?
Мифы и страшилки, окружающие вопросы гормональной контрацепции, живучи и повсеместны. Искореняя один миф, мы сталкиваемся с десятком новых, а «побежденный» и разоблаченный миф становится только крепче и мощнее.
Я могу десять раз написать о том, что никакие особенные анализы перед назначением КОК сдавать не надо, что кровь «на все гормоны» не имеет отношения к подбору КОК. Меня внимательно выслушают и тут же пожалуются, какие врачи идиоты — не назначают анализы, даже «кровь на все гормоны» не смотрят. Робкий голос женщин, имеющих позитивный опыт применения КОК, просто тонет в трубном гласе: «О, гормоны!!! Гормоны — это зло, это “побочки”, это растолстеть, это не забеременеть». Причем большинство комментаторов относится к группе «не читал, но осуждаю».
«Я слышала, что КОКи приводят к варикозу»
Несмотря на подробнейшие инструкции, наши граждане умудряются найти в них то, чего там никогда не было. По какой-то совершенно непонятной причине в России, например, бытует мнение, что КОКи противопоказаны при варикозном расширении вен. Или что варикоз — страшное последствие необдуманного приема КОК.
— Я говорила доктору, что у меня варикоз, а он сказал, что это не противопоказание. Как же так? Ведь это всем известно! Это во всех инструкциях написано!
К счастью, всем известно совершенно противоположное: варикозное расширение вен — это не противопоказание для КОК и даже не состояние, требующее осторожности.
Для научного определения причинно-следственных связей в мире проводятся популяционные исследования. По заболеваниям вен на сегодняшний день есть данные пяти популяционных исследований: The San Diego Population Study, 24-Cities Cohort Study (Italy), Bonn Vein Study (Germany), The Polish study, The French study.
Опираясь на результаты исследований, современная медицинская наука выделяет 4 фактора риска развития варикоза:
возраст,
семейный анамнез («наследственность»),
женский пол,
повторные (неоднократные) беременности.
На сегодняшний день нет убедительных данных о том, является ли ожирение фактором риска варикозной болезни, однако есть полная уверенность, что гормональная контрацепция не является причиной варикоза и не ухудшает течения болезни.
В соответствии с Национальными критериями приемлемости методов контрацепции варикозное расширение вен нижних конечностей относят к 1-му классу приемлемости — гормональная контрацепция может применяться без ограничений. В августе 2015 года опубликован 5-й пересмотр медицинских критериев ВОЗ, в очередной раз подтверждающий, что варикозная болезнь не является дополнительным фактором риска венозного или артериального тромбоза у пользовательниц КОК.
«Мне КОКи противопоказаны — у меня мастопатия»
Вторым по распространенности заблуждением является отказ от гормональной контрацепции из-за доброкачественной патологии молочных желез. Безусловно, рак молочных желез — это категорическое противопоказание для КОК, потому что это гормонально-чувствительная опухоль. Однако канцерофобия к противопоказаниям не относится.
Любое патологическое образование в молочных железах требует тщательного обследования. Конечно, не стоит начинать прием гормональных препаратов, пока суть образования не уточнена.
Если по результатам дополнительного обследования выявлен доброкачественный процесс, принимать КОК можно совершенно без ограничений. Более того, в большинстве случаев гормональные контрацептивы являются не помехой, а, наоборот, эффективным лечением доброкачественных заболеваний молочных желез.
В США применение КОК ежегодно предупреждает госпитализацию по поводу мастопатии 20 тысяч женщин. Прием монофазных контрацептивов хотя бы в течение года снижает риск возникновения мастопатии на 50–75 %.
В новых медицинских критериях приемлемости ВОЗ 5-го пересмотра (2015 г.) семейная история рака молочной железы, включая носительство мутаций в генах BRCA1 и BRCA2, не является препятствием либо ограничением для использования комбинированной контрацепции.
Откуда берутся страшилки?
Возможно, корни гормонофобии прячутся где-то в 50-х годах ХХ века, когда медицинская наука получила серьезное оружие — кортикостероидные гормоны: в 1950 году — гидрокортизон, в 1954-м — преднизон и преднизолон, в 1955-м — флуорогидрокортизон, в 1956-м — триамсинолон, в 1958-м — дексаметазон.
В те времена препараты выходили на рынок без должных многолетних испытаний, окрыленные врачи использовали всё более высокие дозировки, за что пришлось заплатить разнообразными побочными эффектами, которые получили название кортизонового ужаса — horror cortisoni.
Самый страшный побочный эффект — развитие синдрома Кушинга. При этом пациенты быстро прибавляют в весе с формированием характерного «кушингоидного» типа ожирения с покрасневшим лунообразным лицом, на коже появляются широкие багровые стрии, кожные складки чернеют, наблюдается облысение в сочетании с усиленным ростом волос в андрогензависимых зонах, кожа обычно сухая, тонкая, ранимая, с множеством подкожных кровоизлияний и гнойничков.
Видимо, поэтому в нашей стране до сих пор экстраполируют типичные побочные эффекты кортикостероидных гормонов (ожирение, акне, повышение АД, избыточное оволосение/облысение) на препараты гормональной контрацепции. В сознании наших людей настолько прочно закрепилось убеждение «гормоны — это зло», что никто не вникает во всякие фармакологические тонкости.
Но важно понимать. Комбинированные гормональные контрацептивы не содержат кортикостероидные гормоны! Вообще. Это совершенно другая группа препаратов, имеющая свои «узкие» места, но не приводящая к развитию страшных эффектов.
Вероятно, на фоне страха, связанного с гормонами, возникает также характерный для приема КОК феномен «ноцебо» (от лат. nocebo — «я поврежу»). Ноцебо — эффект, противоположный плацебо, заключается он в том, что если пациент верит во вред, наносимый препаратом, то очень скоро он этот вред начинает явственно «ощущать». Читая длинный перечень побочных эффектов в инструкции к контрацептивам, мнительная и ипохондричная пользовательница запускает эффект ноцебо и быстро обнаруживает у себя полный набор «побочек».
Для того чтобы минимизировать эффект ноцебо, в инструкциях по применению современных КОК все побочные эффекты разделяются на частые (≥1/100 и <1/10), нечастые (≥1/1000 и <1/100) и редкие (≥1/10000 и <1/1000). К частым побочным эффектам традиционно относятся тошнота, головная боль и нагрубание молочных желез. Обычно эти явления исчезают безо всякого лечения, когда заканчивается период адаптации к препарату. Если беспокойство ощутимое или побочный эффект стойкий, стоит обсудить это с лечащим врачом. Доктор скорректирует схему приема или заменит препарат. Более серьезные побочные эффекты развиваются крайне редко, у нескольких женщин из 10 тысяч пользовательниц. Конечно, это всегда очень плохо и не всегда предсказуемо. Тем не менее на сегодняшний КОКи являются самым эффективным и безопасным методом контрацепции.
Оксана Богдашевская специально для Apteka.RU