Digitonica — молодой самарский дуэт, который творит в жанре электронной музыки. Участниками группы являются Анна Морская и Мавр Стрихнович. Коллектив известен благодаря своей энергетике и необычному звучанию, которое представляет собой смешение нескольких стилей. Сейчас ребята работают над созданием нового материала.
Мы встретились с душой коллектива – Анной. Девушка поет, сама сочиняет мелодии, а также преподает музыку и увлекается графикой. Мы поговорили с ней о том, с чем сталкиваются молодые коллективы и нужен ли остросоциальный подтекст в песнях.
— Давно ты занимаешься музыкой?
— С самого детства. За свою жизнь я попробовала разные стили музыки. В ранние годы занималась эстрадным вокалом. Лет до 15 это происходило систематически. Потом я уже не училась – стала просто петь сама. Также овладела игрой на фортепиано, так как в училище меня очень сильно заинтересовала академическая музыка. Потом я поняла, что хочу писать свою музыку, а не изучать чужую.
— Сколько уже существует коллектив?
— Он появился года три назад. Но наибольшую активность он приобрел полтора года спустя. Здесь я имею ввиду именно свой вклад в развитие коллектива. Мы оба музыканты, начавшие все с нуля. Писали песни, аранжировки, приняли участие в фестивале «Метафест». Однако это все было в каком-то вялотекущем режиме. Поиск стиля и формы самовыражения до сих пор не закончился.
— Вы все это придумали вдвоем? Как это происходило?
— DIGITONICA появилась на обломках старого коллектива. В нем было три человека. Я воспринимаю это как пробу пера. Музыкальный материал, который выпускался, был неплохим, но не совсем устраивал меня. С третьим участником коллектива мы расстались, остались вдвоем с Мавром, который и придумал название DIGITONICA.
— Как правильно читать название? Я слышала от некоторых людей такую интерпретацию как «Дигитоника».
— Вообще правильно нужно говорить «Диджитоника». Я не могу сказать, что у нас какой-то концептуальный коллектив, под который делается видео и оформление. У нас свободно развивающаяся форма.
— Признаюсь, еще месяц назад я не знала про вас. Но недавно с удовольствием послушала вашу музыку и не смогла определить жанр.
— Конкретно обозначить стиль нельзя. Меня как автора музыки не привлекают чистые жанры. Интереснее смешивать их. Некоторые люди, которые очень хорошо разбираются в музыке, пишут, что наши треки похожи на что-то другое.
— С кем в основном вас сравнивают?
— Раньше мы писали песни на английском языке. Есть композиции легкие для восприятия, есть очень мрачные. Это зависит от жизненного состояния и восприятия мира. Художник или автор – всегда является отражением мира. Поэтому иногда наше звучание сравнивали с группой Portishead или с певицей Бьорк, но с этим я не совсем согласна. Из русскоязычных музыкантов только недавно сравнивали с группой «Колибри». Также у нас были песни с уклоном в витч-хаус, которые записали в Питере на лейбле Bastard boogie tunes. Их некоторые решили сопоставить с творчеством группы IC3PEAK. Это, конечно, бред.
— Часто бываете в Питере?
— Ездим туда, но не с целью покорять город. Просто так обернулись жизненные обстоятельства. Я вижу, что там больше людей, которые мне близки по духу. Ты, наверное, заметила, что подобной музыки в Самаре не так много. А там ее намного больше. В ближайшее время отправляюсь туда. Не знаю, какое влияние поездка окажет на меня. Пока планирую жить и работать там.
— Есть планы по поводу нового альбома?
— Недавно у нас вышел сингл – очередной русскоязычный. Я опять начала размышлять о том, на каком языке писать – русском или английском? Раньше нас укоряли тем, что мы исполняем песни на английском. Когда начали писать на родном языке, разницы особой я не заметила. Анализируя свой плейлист, могу сказать, что слушаю в основном западную музыку. Для меня большая часть отечественной музыки – это калька с запада или что-то вторичное. У нас либо главенствует текст, так как русский язык – великий и могучий, либо мелодия, взятая у других. Пресловутая самобытность нашей современной музыки является выдуманной. Поэтому будущий материал я опять буду писать на английском языке.
— Как ты справляешься с произношением?
— Раньше мне делали замечания по этому поводу, а сейчас все вроде звучит нормально. Иностранцы ни разу не говорили мне про акцент. По ощущению мне как-то даже проще сочинить песню или текст на английском. Этот язык хорошо ложится на мелодию.
— В какой последовательности ты работаешь – сначала текст или музыка?
— Я сочиняю очень много мелодий – 150 или 200. Потом из них выбираю примерно пять штук, которые кажутся мне нормальными. Могу не выбрать ни одной. Как правило, мелодии, которые приходят по вдохновению, не очень хорошие. Получается, что сначала у меня идет музыка, аранжировка, а потом текст.
— Какую музыку ты слушаешь?
— В основном западную. Из русскоязычной музыки на репите у меня певица DaKooka и рэпер Хаски. Что касается группы IC3PEAK, с которой нас сравнивают, то их я практически не слушаю. Из иностранных – исландская певица Ayia, также замысловатая электронная музыка от Sophie. Еще в прошлом году слушала Sevdaliza и Arca.
— Извини, не могу не спросить про русский рэп. Кого ты можешь отметить?
— Как я сказала выше, мне нравится Хаски. Это интересные тексты и интересная музыка для определенного круга людей. Также мне нравился старый трек «Вокруг шум» группы «Каста». Из западного рэпа могу выделить Ghostemane.
— На твой взгляд, актуально ли в текстах затрагивать остросоциальные темы?
— Ничего не имею против этого. Мне совершенно не нравится, когда по отношению к какому-то коллективу начинается травля. Неправильно запрещать концерты из-за этого. С другой стороны, коллективы уже начинают злоупотреблять скандалами. Это становится способом для привлечения внимание. В России высказывать свое мнение по политическим или социальным темам равно тому, чтобы стать изгоем для общества. Я этим не занимаюсь, потому что мне важнее донести в песнях мысли философского характера. Увлечь слушателя таким творчеством сложнее, чем написать острый социальный текст.
— Знаю, что у вас уже есть парочка клипов, поэтому вы в этом вопросе опытные ребята. Скажи, на что сейчас делается упор – на простоту или дороговизну картинки?
— Все зависит от цели. Например, в Индии типичнее видеть какие-то DIY вещи («своими руками» — прим.ред.). Не могу представить Ольгу Бузову в клипе в стиле DIY. Поп-музыка должна быть яркой и броской, это логично. Если это экспериментальный жанр, то следует ожидать авторского видения. Вчера буквально смотрела на YouTube клип Фейса «Юморист», мне показалось, что прикольно, но по всем признакам это уже поп-музыка.
— Какой клип тебе нравится?
— Хочу отметить видео-работу певицы Sevdaliza на песню «Shahmaran». Это некое сочетание 3D-графики и восточной эстетики. В этом есть стиль, все выглядит классно.
— Сталкивалась ли ты с хейтом в реальной жизни, а не только в интернете?
— Это зависит от людей. Некоторые вообще не понимают, что я делаю. Обычно на негативе те, у кого не такой широкий кругозор. Я не считаю, что судить о музыке могут только те, у кого соответствующее образование. Но все-таки необходимо знать хоть что-то. Одна из проблем – это неприятие возрастного характера.
— Видно, что в других городах больше понимания. Электронная музыка более востребована. В Самаре, получается, все в глубоком андеграунде.
— Потому что этому направлению не дают хода. Некоторым организаторам кажется, что они ничего не заработают на этом. Поэтому многие люди в Самаре вообще не знают, что такая музыка существует. Молодежь узнает про нас из интернета. В городе хорошо развита развлекательная сфера, а развитие самой музыки идет очень медленно. Встречается сопротивление со стороны людей, которые могут инвестировать в развитие.
— Получается, что нужно уезжать?
— По поводу «уезжать», могу сказать, что это иллюзия. Больше дают связи и деньги. Ты можешь жить где угодно. Но в Самаре определенно есть потолок. Для изысканных жанров музыки здесь не так много вариантов. Организаторы сами это не поддерживают, потому что они уже в возрасте. Есть люди, которые считают, что мы занимаемся ерундой, что это не музыка, что нужны гитары и барабаны.
В Самаре очень мало понимающих людей. В основном это молодежь. До сих пор некоторые уверены в том, что массовому слушателю более современная музыка просто не интересна. Что якобы есть устоявшиеся жанры, которые только и нужны. Но я считаю, что просто необходимо развивать это направление.