В NASA планируют прервать зависимость от российских «Союзов» при полётах на МКС, переключившись на корабли частных космических компаний, но так ли это просто и каковы шансы? Посмотрим, что есть на сегодняшний день.
CST-100 Starliner от Boeing.
После прошлогодних огневых испытаний CST-100 Starliner, когда при завершении работы двигателей возникла утечка топлива, были внесены изменения и в оборудование корабля, и в ПО. До беспилотного полёта к МКС осталось лишь провести испытания системы спасения, которые запланированы на середину лета. При этом первая и вторая ступени РН Atlas-5 для этого полёта, запланированного на конец августа, уже доставлены на мыс Канаверал. Пилотируемый полёт к МКС Boeing предполагает совершить в конце текущего года.
Crew Dragon от Space X.
Для начала о новом достижении. Работы в порту по подготовке к транспортировке по суше первой ступени РН Falcon 9, выведшей 60 спутников Starlink, заняли всего 29 часов (в прошлый раз эти же работы заняли 41 час). Цель Space X – 24 часа на обслуживание и подготовку ступеней к повторному полёту.
А теперь о Crew Dragon, который 20 апреля взорвался во время огневых испытаний. NASA дало очень обтекаемые формулировки, но это уже хоть что-то. 12 двигателей ориентации отработали успешно, а вот во время активации двигателей SuperDraco и произошёл взрыв ещё до зажигания самих двигателей. Пострадавших нет, полигон уже очищен.
Основная информация заключается в изменении расписания последующих испытаний, которые, по сути, сдвигаются на одну позицию относительного старого. При этом даты будут назначены по результатам расследования, когда станет понятно, насколько серьёзные требуются доработки. Теперь корабль, предназначавшийся для демонстрационного пилотируемого полёта, будет использован для тестирования системы аварийного спасения. Тот, что должен был доставить астронавтов на МКС, будет использован для демонстрационного полёта, ну а третий уже доставит людей на станцию. В NASA заявили, что корабль для демонстрационного пилотируемого полёта будет готов к концу текущего года.
Конкуренция между двумя компаниями ожесточённая и на данный момент они, как говорится, идут «ноздря в ноздрю». Так или иначе, контракт на доставку астронавтов на МКС получит лишь одна, и если у Space X есть хоть какие-то планы на свои Crew Dragon, то интересно посмотреть, что сделает Boeing в случае проигрыша в этой борьбе.
Напомню, что речь о программе Commercial Crew Program (CCP), по результатам финального раунда которой 16 сентября 2014 года победителями были названы Boeing и SpaceX, поделившие между собой бюджет в 6,8 млрд. долларов США, для завершения разработки, сертификации и демонстрации своих пилотируемых кораблей.
Друзья, если вам нравится канал, подписывайтесь на него, а также канал в Telegram, уютный чатик для дискуссий на научные темы и канал в YouTube, над которым я работаю.