22 мая на конференции "Пассажирский рельсовый транспорт России: курс на развитие" заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта "Трансмашхолдинга" Александр Лошманов заявил о разработке нового плацкарта:
"Работа над новой концепцией плацкартного вагона сейчас ведётся. Выбрано несколько основных концепций "Федеральной пассажирской компанией", и мы уже готовим макеты новых этих решений... Там запланированы новые перегородки, индивидуальные пространства, новые зоны хранения багажа, специальные места для хранения обуви, дополнительные столики.
...
Перегородка будет трансформируемой, если кто-то едет вдвоём, то можно будет перегородку задвинуть. При этом сохраним и стандартные зоны плацкарта, потому что есть требования по безопасности. Это будет персонализированное пространство для каждого пассажира. Мы его рассматриваем вместе с нашим заказчиком в первую очередь, как ночной экспресс"
Первый макет обещали представить в августе на день Железнодорожника или в сентябре на выставке "ЭКСПО-1520". Но уже через несколько дней РИА Новости опубликовали первые картинки его интерьера.
Итак, знакомьтесь.
Начинается всё с уже привычной "общественно-торговой зоны" на месте бывших служебных и спальных купе проводника. По проводнику на вагон в наше время - непозволительная роскошь, во всех перспективных вагонах одна бригада будет обслуживать 2 или 3 вагона в неделимом сцепе (см. проект "2019", а также перспективных двухэтажных вагонов).
Кстати, обратите внимание на помещение справа - похоже, традиционное угольное отопление по прежнему останется. Хотя, возможно, теперь у этой комнаты будет другое назначение.
В самом интерьере тоже на первый взгляд ничего принципиально нового - всё те же поперечные и боковые полки.
Боковушка:
"Купейный" отсек:
В целом на первый взгляд всё напоминает продолжение развития интерьера, сделанного студией "Иппарт", но с неплохой "работой над ошибками". Исправлены ключевые их недостатки, бортик от окна на верхней полке убрали (теперь в окно можно смотреть свободно!), спорную перегородку с дырками заменили на откидные лестницы, вернули сеточки и крючки для одежды.
И, обратите внимания, верхние багажные полки теперь полностью исчезли! На них теперь можно сидеть полноценно! Для "верхнего" пассажира даже сделали специальный откидной столик, за которым он может сидя на полке работать, читать или кушать.
Но самый сюрприз опубликовали на сутки позже. Оказывается, в части отсеков пространство между полками займут вот такие ящики!
Вот тут мы видим всё то, о чём вещал Александр Лошманов ранее о "персонализированныех пространствах с трансформируемыми перегородками" и "специальных местах для хранения обуви".
Если честно, то это картинка первоначально взорвала мой мозг! Я бы до такого не додумался.
Как подсказали знающие люди, по такому же принципу скомпонованы спальные отсеки в поезде "NightJet" Австрийских железных дорог (только, разумеется, без боковушек).
Пока не понятно, как решено пространство возле окна, но судя по заявлениям Лошманова и просто по аналогии с австрийским "спальником", думаю, будет нечто подобное:
То есть вместо столика, "правые" и "левые" полки будут смыкаться между собой, и пассажиры при желании смогут общаться, либо, наоборот, огородиться от соседа сдвижной дверкой. Наверху аналогично.
Ну а теперь выскажу свою точку зрения на это всё.
В целом гораздо лучше, чем у "Иппарта" и вообще всего, что раньше было. Пока нет данных по размеров полок, но судя по картинкам, скорее всего они опять стали как в "советском" плацкарте (172,5 см), возможно даже чуть больше (около 175 см). Об этом говорит тот факт, что на картинке они используют всю возможную длину до самой стенки, без каких-либо лишних препятствий. То есть, с учётом того, что средний рост россиянина около 172 см, на эти полки влазит почти половина людей. Гораздо лучше, чем сейчас (длина полок в нынешнем плацкарте 166,5 см), но в целом недостаточно (ибо почти половина всё же не влазит). И это главный недостаток, который не исправить, пока планировка останется "советского" типа (с боковыми местами).
Но главный плюс - полностью решена проблема "личного пространства" для каждого пассажира. "Нижний" пассажир теперь может зашториваться хоть на целый день, не переживая, что кого-то стеснит, ибо у "верхнего" теперь есть полноценное пространство для отдыха и досуга у себя наверху. Необходимости проситься за столик теперь нет совсем. К слову, такое в практике РЖД появилось (точнее, пока ещё только планируется) впервые. До этого ни в плацкарте, ни в купе, ни даже в СВ подобного не было.
Но этот же плюс обернулся главным недостатком, который предстоит решить. Куда теперь девать багаж "верхним" пассажирам? Причём даже не обязательно велосипед, 150-литровый рюкзак или иной подобный баул (которые по-хорошему нужно отправлять в багажное отделение), а самую простую "ручную кладь", даже небольшой рюкзачок? Если в "австрийском" варианте для этого предусмотрены специальные ящики и проблемы нет, то в "традиционном" ситуация просто тупиковая.
Очень спорное и странное решение было вернуть рундуки. Смысла в этом я не понял, проблемы кражи вещей в наше время практически нет (это подтверждает тот факт, что люди сейчас настолько расслабились, что на ночь бросают на столах дорогие телефоны), для особо ценных вещей можно сделать небольшие сейфы (таки уже есть в некоторых купе), а объём пространства под багаж рундук существенно сокращает. Мало того, теперь из под полки ничего нельзя будет достать, не согнав предварительно оттуда пассажира...
На мой взгляд, для варианта с "традиционным" салоном верхние багажные полки однозначно нужно вернуть, а рундуки убрать. Чтобы обеспечить необходимое "личное пространство" верхним пассажирам, можно попробовать сделать их не над спальными местами, а над проходами. То есть "инвертировать" то, что есть сейчас.
Либо просто вернуть как было, при этом позиционировать "традиционный" вариант компоновки для групповых поездок, а "австрийский" - для индивидуальных. Это тоже вполне разумно, при групповых поездках проблема личного пространства для каждого стоит не так остро, ибо люди едут вместе и значит для них нет проблемы договориться между собой.
Ну и также вижу несколько мелких недоработок.
В частности, светильники поставили в традиционное место на внешнюю стенку. Когда человек садится на полку вдоль неё (а это одна из самых распространённых поз во время поездки, а при "австрийской" компоновке иного варианта просто нет) такой светильник будет ему упираться в спину или шею, практической пользы от него не будет. О чём вообще думали конструкторы? Похоже, просто тупо воткнули на стандартное место не подумав. Раз уж позаимствовали у австрийцев ящики, посмотрели бы, где у них расположены и светильники.
Ещё не понравилась хромированная ручка на углу верхних поперечных полок. В этом самом месте пассажиры и так регулярно бьются головой. Нужно её заменить на что-нибудь мягкое.
Но вообще, это уже мелочи, которые легко исправить. В целом всё отлично, если бы не главный недостаток - торчащие в проход ноги.