Автор: Николай Коробков
Они говорили о патриотизме, об отношении к патриотизму. Брат сказал:
“Бессмысленно говорить, спорить о патриотизме, прежде не определив для себя, что есть патриотизм. Люди могут говорить, спорить как будто об одном, но на самом деле – о разном. И поэтому никак не могут придти к какому-то согласию. Так и остаются каждый при своём мнении, да ещё и к тому же могут становиться врагами друг другу. А так не должно быть. Что же такое патриотизм, кто, как думает?”
Первый сказал:
“Патриотизм – это любовь к своей родине, к своему отечеству, к месту, где человек родился и вырос”.
Второй сказал:
“Патриотизм – это естественное чувство любви, привязанности к месту, среде, где родился; к дорогому душе, любимому сердцу, очень для себя важному и ценному; это чувство своего родства с этим местом, чувство общности с этой средой, глубокой с ней внутренней связи”.
Первый сказал:
“Это ещё и чувство гордости за свою принадлежность к своему отечеству. Но это не гордыня, не чувство своего превосходства, не высокомерие и не пренебрежение не к своему”.
Третий сказал:
“Говоря о патриотизме, чаще говорят о защите отечества от внешнего врага, о защите, вызванной внешним вторжением, или о защите в плане готовности к отражению возможного внешнего вторжения, об укреплении, усилении отечества в экономическом и военном отношении. Хотя, конечно, понятие патриотизма этим не исчерпывается”.
Брат спросил:
“А что есть родина, отечество?
Первый сказал:
“Родина, отечество – это место, где человек родился и рос; это двор, посёлок, город, страна. Это земля, природа. Это язык, культура, история, быт, традиции. Это семья, в которой человек родился и рос, люди, живущие рядом, во дворе, на улице, в городе, в стране. Понятия “родина” и “отечество” можно представить в виде таких расширяющихся географических отчёркиваний – двор, посёлок, город, страна. И отчёркиваний общностей – семья, родственники, друзья, приятели, знакомые и тому подобное.
В общем, родина, отечество – это, в первую очередь, - земля и люди; это, главным образом, - страна, где родился, и это люди, живущие в этой стране; и это то, что отличает одну страну от другой страны, и людей одной страны от людей другой страны”.
Второй сказал:
“Родина, отечество – это место и среда, где человек родился; это, одним выражением, – географическое и национальное”.
Третий сказал:
“Всякий патриотизм национален”.
Четвёртый сказал:
“Я думаю, что понятие отечества не столь однозначное, более сложное. И это – следствие того, что человек – это плоть и дух – существо по своей природе двойственное, двуединое.
Человек – сын своего отца и своей матери, сын своей страны, но он также и сын Божий. И как сына Божьего, его отечество есть Божие. И, стало быть, его отечество и здесь, и там. И сам он – и здешний, и тамошний. Человек по своей природе двойственен, двуедин, а потому у него два отечества – земное и духовное.
Помните заповеди Божьи, что Иисус говорил о заповедях Божьих? Иисус говорил, что первая и наибольшая из всех заповедей – это заповедь о любви к Богу, которая должна быть превыше всего. И вторая заповедь – говорил Иисус – подобная первой – это заповедь о любви к ближнему своему.
У человека – два отечества, и первое – это Божие, правда Божья, правда любви, совести и чести – есть Истина, потому как Бог – есть Истина. Истина – вот также наше отечество, наше знамя и наша сила. И Иисус утверждал себя и своё не внешней силой, но правдой, которая давала ему могучую, несокрушимую внутреннюю силу. “Не в силе – Бог, а в правде”.
Человек должен любить место и среду, где он родился, географическое и национальное, людей – ближних своих, но более всего и первее всего он должен любить Истину”.
Третий спросил:
“Истину, как небесное отечество, любить более земного отечества?”
Четвёртый сказал:
“Истину… более всего человек должен любить Истину”.
Брат сказал:
“У человека – одно, но два отечества – физическое и духовное, земное и небесное. У человека есть отечество, которое есть его отечество по географическому признаку (месту рождения и проживания), по национальному признаку, может быть, по религиозному признаку, по профессиональному признаку (месту работы), по принадлежности к тому или иному сообществу (семья, родственники, друзья, знакомые и так далее), и, может быть, ещё по каким-то признакам. Но первее этого отечества, этой совокупности по разным признакам отечеств, есть отечество Истины, духовное отечество, ибо только Истина способна все эти отечества объединить в непротиворечивое, но согласное, гармоничное единство… Родство по духу сильнее, чем родство по крови…
Любовь к Истине, как духовному отечеству человека, никак и нисколько не противоречит любви к земному отечеству или к Отечеству. Напротив, любовь к Истине есть основа, исток любви к Отечеству. Любовь к Отечеству не должна противоречить любви к Истине. А, если такое происходит, значит, налицо – неправильное понимание любви к Отечеству. Или – неправильное понимание Истины.
Любви к Отечеству не может быть без любви к Истине. И само понятие Отечества должно ещё также включать в себя и понятие Истины. Отечество для человека – это земля и люди, географическое и национальное, и это ещё Истина в его понимании – его правда; его, для него, самые главные духовные ценности.
Любовь к Отечеству, земному отечеству, не может противоречить любви к Истине – духовному отечеству. Но бывает, когда чувство принадлежности к национальному или религиозному противоречит любви к Истине, и тогда человек должен выбрать Истину. Ибо Истина – это наднациональное, надрелигиозное”.
Четвёртый сказал:
“Я патриот, прежде всего, того отечества, которое есть Истина, правда совести, чести и человеческого достоинства”.
Второй сказал:
“Как-то, будучи, в другой стране, поздно вечером я возвращался к месту, где остановился. И вдруг слышу крики о помощи, мол, наших бьют. Кричали на моём родном языке. Я тут же, не задумываясь, бросился в сторону крика. Там была драка, в которой я тут же принял участие. “Не нашим” тогда от нас здорово досталось. А потом выяснилось, что виновником той драки, её зачинщиком был мой соотечественник, который повёл себя недостойно. И мне потом было очень стыдно за себя и за других “наших”, что мы так несправедливо и жестко обошлись с “не нашими”. Наш-то он был наш, географически и национально, но вот правды он был другой. Свой, наш – это, прежде всего, тот, с кем мы одной правды. И я согласен – правда первее географического и национального. И когда чувство принадлежности к географическому или к национальному противоречит правде любви, совести и чести, противоречит Истине, тогда человек должен выбрать Истину”.
Первый сказал:
“Да, “свой”, “свои”, “наш”, “наши” – это смотря с какой стороны посмотреть. Разве мало было войн внутренних, гражданских, когда люди одной национальности, одной страны, одного Отечества, меж собой бились насмерть? А за что бились, за что кровь своих соотечественников проливали, за что друг друга убивали? – За своё же Отечество. Из любви к своему Отечеству. За лучшее для своего Отечества, за лучшую долю для своих соотечественников, как они это понимали. За свою правду. И вот опять – правда выше географического и национального, и понятие Отечества должно включать и понятие правды. И патриот есть также и любящий правду и стоящий за неё”.
Третий сказал:
“Тут я хотел бы уточнить – люди одного Отечества меж собой бились, скорее, не за лучшее для своего Отечества, а за лучшее для себя Отечество. Как они это понимали. За свою правду в своём Отечестве. Одни не хотели жить, как жили, хотели жить по-другому, а других их жизнь устраивала, или не устраивала жизнь, предлагаемая первыми. А полюбовно договориться они не могли, потому как были очень не похожи меж собой, разной правды, и волками смотрели друг на друга. И одни и другие любили своё Отечество и при внешнем военном вторжении и одни, и другие защищали бы его. А вот относительно своей жизни в Отечестве так и не смогли договориться. И одни и другие были в чём-то не правы. А более неправы и виноваты те, кто думал только о себе и своём”.
Четвёртый сказал:
“Люди могут быть разной национальности, проживать в разных странах – иметь разное земное отечество, но если они одной правды, значит, они одного духовного отечества. И напротив. Люди могут быть одной национальности, проживать в одной стране, иметь одно земное отечество, но если они разной правды, значит, они не одного духовного отечества. Людей, проживающих в одной стране, но не одной правды, называют соотечественниками, но они – соотечественники только по земному отечеству, по месту физического рождения. Людей, проживающих в разных странах, но одной правды, не называют соотечественниками, но они соотечественники по духовному отечеству”.
Второй сказал:
“Патриотизм – это любовь к стране, где родился, это желание этой стране блага, процветания; это любовь к людям, живущим в этой стране, желание им добра, благополучия, радости; это – всевозможно и всемерно содействие этому; и это – любовь к Истине, отстаивание её твёрдо, до конца”.
Третий сказал:
“Патриотизм – это служить своему Отечеству, ставить его нужды и интересы выше своих, заботиться о нём, беречь его, укреплять и защищать, а если понадобится, то и – ценой своей жизни”.
Брат сказал:
“Патриотизм – это любовь к земному отечеству, и это любовь к Истине – любовь к духовному отечеству. Патриотизм – это приоритет общего над личным, готовность к жертвованию, самопожертвованию и самопожертвование при необходимости. Патриотизм – это объединение, а не разделение, это созидание, а не разрушение. Такое понимание патриотизма не противоречит любви к географическому, национальному, религиозному и так далее, но важно уточняет его. В таком понимании патриотизм отметает всякие слова о величии, исключительности, избранности людей по географическому, национальному, религиозному и другим признакам, но может допускать их только по отношению к Истине, по близости к Истине, по верности понимания Истины и следованию ей, по пребыванию в Истине”.
(Книга “Брат”, часть 7, 10)
Понравился рассказ? Подписывайтесь на наш канал, дорогие друзья! Пишите свои отзывы и предложения о сотрудничестве. Ждём новых авторов!