Найти тему
ActivityEdu

Почему чистописание умирает

В соцсетях время от времени всплывают фотографии советских школьных прописей с идеально ровными буквами, словно выведенными под копирку, и подписью вроде «Витя Б., 1 класс, 1947 год». Подразумевается, что современные школьники так писать не могут, а значит, мы катимся в пропасть. 

Ожившие кляксы, маленький человек и инициация

Действительно, на старых фото можно увидеть настоящие шедевры каллиграфии. Конечно, так писали далеко не все, но уроки чистописания действительно были едва ли не важнейшей составляющей начального школьного образования.

Заметим, обучали не просто перекодированию звуков речи в буквы и начертанию их на бумаге, а именно каллиграфии − умению писать правильным, четким, устойчивым почерком.

Сохранилось множество свидетельств в художественной литературе и документах о том, скольких страданий обучение чистописанию стоило ученикам – от детей из богатых дворянских семей до советских школьников послевоенных лет. Замечательную подборку приводит в своей статье сотрудник Пушкинского Дома, доктор филологических наук Константин Анатольевич Богданов. У Николеньки в «Детстве» Толстого падающие на бумагу слезы превращаются в кляксы, героев Куприна учитель избивает за помарки, а Даниил Гранин подробно описывает попытки уничтожить следы чернильных пятен – причины «множества неприятностей и огорчений». 

Выводы автора очень интересны: способность к каллиграфическому письму оказывается идеологически нагруженной и в XIX веке, в эпоху господства канцелярий, и в тоталитарном государстве XX века. Муки обучения чистописанию автор называет инициацией: «Чистописание учит не письму, а неизбежности социального (само)контроля». Недаром, как отмечается в статье, самые способные к каллиграфии персонажи нашей классики – «маленький человек» Акакий Башмачкин, не имеющий никаких других талантов, кроме как выводить буквы, и «идиот» князь Мышкин, во всем остальном в социум категорически не вписывающийся. 

Для обучения чистописанию были и другие веские причины. Шариковые ручки вошли в обиход только в ХХ веке. Документы и официальные бумаги создавались и заполнялись от руки. А писать без помарок, не применяя основы каллиграфии, сложно. 

Конец страха перед кляксами

Методисты и педагоги прошлого критиковали практику обучения за то, что оно отнимает у школьников слишком много времени. В конце концов в 1960-х чистописание как самостоятельную дисциплину упразднили. Тогда же поменялся и основной принцип каллиграфии. Вместо отрывного письма школьников стали учить безотрывному, а из-за этого изменилось и начертание букв. Предполагалось, что это позволит детям, во-первых, писать быстрее, во-вторых, лучше воспринимать содержание текста (споры о преимуществах каждого из способов продолжаются до сих пор). 

В результате почерк у следующих поколений стал изменяться не в лучшую сторону – над ним уже не трудились так долго и тщательно. 

Каллиграфия как искусство

Сторонники возвращения чистописания в школы часто ссылаются на традиции Японии. По российским сайтам гуляет один и тот же рассказ о том, что «многие крупные фирмы» приглашают специалистов, чтобы те ежедневно занимались каллиграфией с офисными сотрудниками.

Здесь есть одно «но»: каллиграфия востока – искусство. Изначально оно было тесно связано с духовными практиками дзен-буддизма. Эта связь сохраняется и в наше время, в том числе в сфере школьного образования. И хотя практика медитации в более или менее «светском» варианте набирает популярность не только на Западе, но и у нас, о введении ее в российских школах речи, мягко говоря, не идет. 

Обучение первоклассников письму имеет очень отдаленное отношение к очищению сознания и обретению душевного равновесия. В то же время, например, в Москве уже давно есть места, где в качестве хобби можно заниматься не только восточной каллиграфией, но и древнерусской или староанглийской. 

А еще можно обучаться тому, что называют «леттерингом», то есть искусству рисования букв в разных стилях и техниках. Хочешь – медитируй над иероглифами, хочешь – переписывай буквицы или разрисовывай мелом доску.

Актуальность графического навыка и каллиграфии

Нельзя забывать, что письмо развивает мелкую моторику и часть головного мозга, ответственную за речь и воображение. Это давно доказанный факт. Неразрывно связаны умение бегло писать, грамотность, речь и чтение. Изъятие одного из этих элементов так или иначе обязательно скажется на других. А вот доказать, важен ли красивый почерк сам по себе, например, для высокой успеваемости, было бы крайне сложно – слишком много факторов будут нарушать чистоту эксперимента. 

За рубежом письмо от руки постепенно уходит из школ – например, в Финляндии с ее знаменитой на весь мир системой школьного образования. От работы с прописями там отказываются, оставляя лишь письмо печатными буквами, зато уделяют больше внимания навыкам набора текста на клавиатуре. 

Учителя, которые проработали в школе уже несколько лет и застали массовое появление гаджетов у учеников младших классов, жалуются, что учить писать с тех пор стало труднее: «Писать долго, а в планшет ткнул пальцем – и готово». Связь кажется очевидной, тем более что ценность графического навыка в мире информационных технологий действительно падает, и дети это чувствуют. Вспомните, когда вам приходилось последний раз писать ручкой что-то длиннее своей фамилии?

Требовать идеального почерка от всех без исключения школьников как минимум странно – ведь во взрослой жизни этот навык требуется разве что работникам загсов, которые по-прежнему заполняют от руки каллиграфическим почерком свидетельства о браке. И недалеко то время, когда человек с пером, ручкой или карандашом в руке станет для новых поколений непонятным образом прошлого.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.