Начну с небольшой предыстории. Однажды, еще в начале 70-х годов прошлого века, у троих хороших приятелей - режиссёра Сергея Тарасова и актёров Владимира Высоцкого и Бориса Хмельницкого, родилась идея снять романтико-приключенческий фильм по мотивам английских баллад о Робин Гуде. Так начался замечательный советский фильм "Стрелы Робин Гуда", снимавшийся с огромной самоотдачей и энтузиазмом.
Главную роль в нём сыграл Борис Хмельницкий, а Высоцкий написал к фильму шесть великолепных баллад. Они органично вписывались в фильм и были его неотъемлемой частью, фильм и снимали под их звучание. Но - увы. В Госкино согласились выпустить фильм в прокат только без песен Высоцкого. В спешном порядке их заменили на маловразумительные композиции Раймонда Паулса (при всё моём уважении к композитору, здесь музыка явно не очень хороша) и фильм мгновенно погас. Большого успеха в прокате у него не было.
А после смерти Владимира Высоцкого в 1980 году режиссёру дали понять, что теперь он может использовать "неблагонадёжные" баллады. Фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" в значительной степени был снят именно для того, чтобы песни Высоцкого прозвучали, наконец, с экрана.
В фильм, правда, вошли только четыре баллады: "Баллада о времени", "Баллада о любви", "Баллада о вольных стрелках" и "Баллада о борьбе". Еще две - "Баллада о ненависти" и "Баллада о лебединой верности" не вписались в сюжет. Новый фильм относился к той же исторической эпохе и в эту картину режиссер постарался по возможности пригласить тех же актеров, что снимались в "Стрелах Робин Гуда". В первую очередь, конечно, Бориса Хмельницкого, снова сыгравшего Робин Гуда.
Снят фильм по мотивам знаменитого романа Вальтера Скотта, но именно - по мотивам, расхождения с оригиналом довольно серьёзные.
В фильме много прекрасных актёрских работ и совсем нет главного героя. Сам Айвенго (Петерис Гаудиньш) в фильме не слишком активен. Большую часть времени он лежит и красиво страдает от ран физических и духовных. Впрочем, он и у Вальтера Скотта не слишком влиял на сюжет.
Бесспорно хороша леди Ровена - Тамара Акулова, хотя ей досталась сложная задача, сценаристы слили воедино два женских образа романа - благородную леди Ровену и еврейку Ребекку, весьма различающихся и по характеру и по воспитанию.
Парочка Король Ричард (Чёрный Рыцарь) и Отец Тук решительно прекрасна. Они сумели сыграть одновременно и комические и героические персонажи, а это не часто удаётся. Отличные актерские работы Ромуалдса Анцанса и Юрия Смирнова.
Нельзя не упомянуть и великолепную безумную Ульрику (Уилфриду), сыгранную Майей Булгаковой. Роль для актрисы совершенно нетипичная, но справилась она просто прекрасно. Создаётся впечатление, что актриса рада была выйти за рамки своего привычного амплуа и получала от съёмок огромное удовольствие.
Заканчивая тему положительных героев, еще раз вернусь к Робин Гуду Бориса Хмельницкого. По большому счету, это самый активный и, пожалуй, самый привлекательный персонаж фильма. Во всяком случае, после выхода фильма количество ребятишек, бегающих по улицам именно с самодельными луками, резко увеличилось.
Откровенно повезло фильму со злодеями. В роли сугубо отрицательного принца Джона снялся главный злодей советского кинематографа - Альгимантас Масюлис. Высокородные высокомерные мерзавцы удавались ему просто изумительно.
Хорош и Бриан де Буагильбер Бориса Химичева. Вообще, это, наверно, самая сложная и самая многогранная роль в фильме. Вроде бы злодей, но движет им любовь, что не позволяет безоговорочно осудить его. Несчастен и благороден - дамские сердца таяли!
Бюджет фильма был небольшим, но и костюмы и декорации вполне достойны. Есть здесь и отличное, радующее глаз историческое фехтование, великолепна реконструкция рыцарского турнира. Есть даже вполне настоящий рыцарский замок - Хотинская крепость, штурм которой стал лучшей сценой фильма.
После выхода фильма ему немало досталось от критиков (да и сейчас иногда достаётся), в первую очередь - за разночтения с романом Вальтера Скотта. Но зритель проголосовал по-своему - в 1983 году фильм стал лидером проката в нашей стране. А пересмотреть его и сейчас приятно.
P.S. В 1997 году Сергей Тарасов восстановил первоначальную режиссёрскую версию фильма "Стрелы Робин Гуда", вернув в него все шесть вырезанных баллад. Так что теперь у нас есть два фильма с этими песнями. )
Еще о старом и добром:
Айболит 66
Зверобой
Грязные танцы
Весёлая хроника опасного путешествия
Простодушный
Чокнутые
Не бойся, я с тобой!
И не забудьте поставить лайк автору!