Более 400 млрд и беспрецедентные налоговые льготы обещает российское правительство родным промышленникам, которые будут внедрять новейшие технологии. Правда, с перечнем необходимых России новейших технологий чиновники пока окончательно не определились.
Зампред правительства, курирующий промышленность, Дмитрий Козак обрисовал радужные перспективы российской промышленности на ближайшие десятилетия, выступая на дискуссии «Российская промышленность: рецепт глобальной конкурентоспособности», состоявшейся на ПМЭФ-2019.
Компании, которые обязуются делать конкурентную на мировом рынке продукцию, правительство непременно будет поддерживать, чтобы выровнять конкурентные условия с иностранными производителями, заверил Козак. Лучший способ поддержки из всех возможных, по мнению зампреда правительства, — это субсидирование процентных ставок. На эти цели в бюджете выделяется более 400 млрд рублей.
Ведущий дискуссии дал слово заранее заготовленному представителю химиндустрии. Тот начал радостно одобрять правительственные инициативы. Российские производители удобрений, а это 40% химической промышленности, выигрывают у иностранцев по сырью, сообщил бизнесмен. А вот передовые технологии за границей и заемные средства у них дешевле — проблема. Поэтому, видимо, российским компаниям нужны дешевые рубли, чтобы выгодно покупать передовые западные технологии.
Беспрецедентные налоговые льготы, по словам Козака, получат компании, внедряющие новейшие технологии. С ними будут заключать специальные инвестиционные контракты, предусматривающие льготное налогообложение в течение 15-20 лет. Кроме субсидирования процентных ставок и налоговых льгот внедряющие передовые технологии компании получат еще и субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Загвоздка только одна — правительство еще не утвердило перечень новейших технологий, за внедрение которых будут давать субсидии и льготы. «Это достаточно обширный перечень», — объяснил Козак.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли, среди приоритетных отраслей назвал энергосбережение, фармацевтику, производство медтехники, сельхозмашиностроение, автопром (а именно — производство беспилотного транспорта). Блестящие перспективы развития этих отраслей министр неожиданно объяснил увеличением численности населения и продолжительности жизни: людям потребуется больше еды, лекарств и диагностическое медицинское оборудование. Рост численности населения и продолжительности жизни — это мировой тренд, но пока не российский. В России население вымирает.
Ирина Панарина, глава российского отделения англо-шведской фармкомпании AstraZeneca, заметила, что емкость российского фармрынка меньше 2% общемирового — окупить инвестиции очень сложно.
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов утром 7 июня, на деловом завтраке с главой Сбербанка Германом Грефом, посетовал, что предприниматели, недовольные инвестиционными условиями в России, выводят деньги за границу, а не вкладывают в развитие. «Есть бизнес, который просто ждет льготы: не дадите льготы — не будем финансировать. Большую часть предпринимателей мы, скажем так, развратили: не будут вкладывать, пока не дадим преференций», — пожаловался Силуанов.
Денис Мантуров прокомментировал заявление коллеги, отметив, что проходят те времена, когда государство спокойно наблюдало за процессом предоставления госпомощи компаниям, которые держат активы за границей и выводят прибыли в зарубежные страны. «Мы заинтересованы в поддержке российской промышленности», — резюмировал министр.
Только сидевшие в последних рядах промышленники скептически улыбались, слушая чиновников. «Мы экспортируем значительную часть продукции. Просили правительство подсобить в снижении ввозных пошлин другими странами. А то получается, что европейские компании могут поставлять на рынки третьих стран продукцию с нулевыми пошлинами, а российские товары облагаются пошлинами в несколько десятков процентов. Поддержки от чиновников не дождались. Они просто отмахнулись от нас», — рассказал представитель одной из российских компаний, отказавшийся представляться, чтобы не злить чиновников. В результате компания разместила производство в другой стране, чтобы обойти высокие таможенные барьеры. Сегодня чуть ли не каждый второй бизнесмен рассказывает в приватных беседах, что административное давление достигло такого предела, когда пропадает желание не то что развиваться, а хочется все бросить и уехать.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram