В начале 2000-х Тверской вагоностроительный завод находился в депрессивном состоянии. Теперь предприятие подписало с Федеральной пассажирской компанией мегаконтракт на 237 млрд рублей
Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) загружен заказами под завязку. В октябре прошлого года он выиграл тендер на поставку 15 электропоездов «Иволга» на 11 млрд рублей, в марте 2019 года подписал мегаконтракт на 237 млрд рублей на строительство 3730 вагонов до 2025 года для Федеральной пассажирской компании. ТВЗ с 2003 года входит в «Трансмашхолдинг» (ТМХ), владельцами которого сейчас являются Дмитрий Комиссаров, Кирилл Липа и миллиардеры из списка Forbes Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.
Читайте также: Тюменское фиаско. Как распалась империя бизнес-партнера однокурсника Путина и знакомого Собянина
«Практически все предприятия в начале 2000-х годов, к моменту их вхождения в состав «Трансмашхолдинга», находились в депрессивном состоянии, были отягощены долгами. Это относится и к ТВЗ», — рассказывает генеральный директор ТМХ Кирилл Липа. По его словам, на предприятии тогда серийно производились вагоны только двух моделей, годовая выручка в 2002 году была всего 4,6 млрд рублей, а средний заработок сотрудников недотягивал до 6000 рублей в месяц (сейчас почти в 10 раз больше). С новым собственником на ТВЗ началось масштабное техническое перевооружение, внедрение новых технологий, разработка и освоение строительства новых моделей. За шесть лет, к 2009 году, производственная мощность завода выросла с 625 до 1200 вагонов в год. В советское время вагоностроительный завод в Твери, основанный в 1898 году, выпускал лишь плацкартные пассажирские вагоны. Сейчас здесь производят одно- и двухэтажные пассажирские вагоны всех типов, освоен выпуск низкопольных трамваев и подвижного состава для московского метро, в июле 2016 года был получен сертификат соответствия на электропоезд «Иволга».
За 15 лет в ТВЗ было вложено 14 млрд рублей. Кирилл Липа уверяет, что сегодня завод является «наиболее современным и технически оснащенным вагоностроительным предприятием в Европе». Как работают вложенные в ТВЗ капиталы — в фотопроекте Forbes.
Средний срок службы кузова купейного вагона определен производителем как «не менее 40 лет», а гарантийный срок эксплуатации — два года со дня отправки заказчику.
Современные пассажирские вагоны строятся в расчете на скорость поездов 160 км/ч и 200 км/ч.
Тверские вагоны поставляются в Россию, Казахстан, Белоруссию, Латвию, Литву и Монголию.
Средняя зарплата на ТВЗ 53 016 рублей, самые высокооплачиваемые — электросварщики, они получают в среднем 67 416 рублей.
Завод занимает территорию площадью 93 га, протяженность внутризаводских железнодорожных линий превышает 20 км.
Низкопольные трамваи на заводе начали делать в 2014 году, в 2015-м они были закуплены муниципалитетами Твери и Санкт-Петербурга.
В марте 2019-го на заводе работали 8326 человек. С учетом персонала около 1000 предприятий-поставщиков ТВЗ дает работу для 350 000 человек.
По словам главы ТМХ Кирилла Липы, «возможности завода позволяют полностью удовлетворить потребности российского транспорта в пассажирских вагонах локомотивной тяги и одновременно выпускать в значительных объемах современные поезда и трамваи».
10 января 2018 года на ТВЗ приехал Владимир Путин, осмотрел его и поделился впечатлениями с рабочими.
«Посмотрел вашу новую продукцию — супер, просто класс. Это мировой уровень, безусловно», — сказал президент.
Как и в советские времена, ТВЗ содержит социальные объекты для сотрудников: дворец культуры, спорткомплекс, детский лагерь и медико-реабилитационный центр.
В пассажирских вагонах доля российских комплектующих составляет 90%, а вот в электропоездах «Иволга» отечественных комплектующих существенно меньше — 75-80%.
Электропоезд «Иволга» начали разрабатывать в 2014 году, 15 июля 2015 года ТВЗ получил на него сертификат соответствия.
Если из 3730 вагонов, которые ТВЗ собрал для Федеральной пассажирской компании, собрать состав, его длина превысит 95 км.
Читайте также: Мусорные войны за большой куш: кто поделит 200 млрд рублей на рынке отходов