Найти тему

Паровые грузовички

Ещё со времён великого итальянского титана техники и искусства Леонардо да Винчи (XV–XVI вв.) чистая механика восхищала. В эпоху XXI столетия бывает, что хочется отдохнуть душой от модных электронных цифровых технологий и обратить свои мысли к классике. Торжество механики и сила водяного пара настраивают изобретателей на философский лад по отношению к автомобилю, когда нет места спешке и принципу «сел в кабину, завёл и поехал». Посмотрим, что из этого получилось у энтузиастов-автолюбителей, почитающих паровозную технику.

Старый Ford на всех парах

Автору этих строк доподлинно неизвестно, как зовут изобретателей, придумавших поставить под капот небольшого грузовичка Ford две паровые поршневые машины, которые не имеют совершенно никакого отношения к автомобильному транспорту. Произошло это в США. На автомобильном шоу в городе Мурдо (штат Южная Дакота) эта фермерская конструкция привлекла большой интерес зрителей.

Грузовичок Ford на паровой тяге (США) 
Фото: flickr.com (John Lloyd)
Грузовичок Ford на паровой тяге (США) Фото: flickr.com (John Lloyd)

Часть кузова, прямо за кабиной водителя, умельцы приспособили под вертикальный паровой котёл с арматурой и под бочку, по всей видимости, для топлива. Осталось и место для полезного груза. А общая ржавость и потёртость всей техники придаёт автомобилю вид конструкции, видавшей не одну сотню километров пути на своём транспортном веку. Стоит заметить и полное отсутствие теплоизоляции на паропроводах машин и котла, ровно как и его теплоизоляционной обмуровки.

Грузовичок Ford выглядит весьма оригинально. Лобовое стекло водителя почти на половину заслоняет пара вертикальных одноцилиндровых паровых машин, установленных ещё вразвалку. Такие машины использовались раньше для привода генераторов электрического тока на судах. А схема их соединения между собой очень походит внешним видом на поперечно-компаундную, как у известного английского парового поршневого двигателя Ферранти (Ferranti steam engine), используемого на электростанциях в начале XX столетия.

Паровой поршневой двигатель Ферранти (Англия) 
Фото: collection.sciencemuseum.org.uk
Паровой поршневой двигатель Ферранти (Англия) Фото: collection.sciencemuseum.org.uk

Малый пар Land Rover Mildred

Не менее интересно, что сотворил со старым грузовичком Land Rover Mildred инженер, любитель паровых машин и железнодорожной техники прошлого Фрэнк Ротвелл (Frank Rothwell) из города Олдема (графство Большой Манчестер, Англия). Двигатель внутреннего сгорания уступил место силовой установке с паровой поршневой машиной, а топливный бензин не выдержал конкуренции с углём. Нельзя сказать, что колёсное транспортное средство в чём-то реально выиграло от такой переделки в ретро-стиле. Разве что уголёк при острой необходимости можно и дровами заменить!

Паровой грузовичок Land Rover Mildred (Англия) 
Фото: footmanjames.co.uk
Паровой грузовичок Land Rover Mildred (Англия) Фото: footmanjames.co.uk

Механик и теплотехник Ротвелл демонтировал штатный бензиновый двигатель мощностью 74 л. с. и рабочим объёмом 2,25 л, поставив вместо него паросиловую установку с горизонтальным котлом паровозного типа и паровой машиной. Расход теперь уже принципиально иного топлива угля — составляет 45 кг/ч. Максимальная скорость движения «модернизированного» грузовоза-курьёза Land Rover Mildred с очаровывающей дымовой трубой может достигать поистине «паровозных» 24 км/ч, как в далёкие времена рассвета паровой тяги на железных дорогах.

Паровой транспорт побуждает к философствованию: чтобы снарядить грузовичок к выезду, нужно готовиться заблаговременно. Лишний раз подумаешь: «Поехать или быстрее будет дойти пешком?». Если всё же выбрать поездку, то в дороге с дымком и угольком будешь чувствовать себя машинистом настоящего парового локомотива.

Почти «Формула-1»: Land Rover Mildred и паровоз
Фото: thenorthernecho.co.uk
Почти «Формула-1»: Land Rover Mildred и паровоз Фото: thenorthernecho.co.uk

Сказка ложь, да в ней намёк

Разумеется, небольшие паровые грузовички, о которых рассказано в статье, реальны. И чистая правда касается того, что сделаны они действительно для души энтузиастами паровой поршневой техники, готовыми сотни часов напролёт возиться с поршнями, шатунами и маховиками, вентилями и кранами, клапанами и дымогарными трубами котлов, паропроводами и прочими атрибутами эпохи пара. Вот только философский смысл в их работе гораздо глубже, чем просто для души. Паровой транспорт настраивает автолюбителя на бережное отношение к технике, побуждает чувствовать её работу. Правда, это уже больше относится к легковой автомобильной тематике.

Текст: Иван Трохин, инженер