О жизни своей бабушки, купеческой дочери Анастасии Степановны Румянцевой, родившей 10 детей, пережившей революцию, арест мужа, войну, рассказывает читатель канала "Московские истории" Олег Румянцев (часть 1-я).
Анастасия Степановна родилась 1890 году в семье орловского купца 2-й гильдии Степана Заморина. Семейство Замориных много лет держало бани на Оке, подле Хвастливой мельницы. Был у Степана Ивановича в Орле и свой завод по обработке льна и конопли, из семян которых давили масло, а пенькотрепальные машины производили пеньку - из нее делали веревки и канаты. Конопля тогда считалась полезным растением.
В большой семье Замориных Анастасия была младшей, к тому же - единственной дочерью. Настеньку баловали и родители, и три брата. Детство и девичество ее были безоблачны. Кто ж мог предполагать, что впереди такая долгая, такая тяжелая жизнь
В конце XIX века семья Замориных переехала в Москву. Сначала снимали жилье на Сущевской улице. А в начале XX века, когда село Алексеевское вошло в состав Москвы, прадед купил землю на Ярославском шоссе и построил там двухэтажный дом. Территорию вокруг благоустроил, поставил за свой счет осветительные столбы, и проезд был назван в его честь Заморинским (с 1965 года улица Бочкова).
К Анастасии посватался Николай Румянцев - царский офицер, выходец из старой купеческой семьи, с которым они уже в некоторой степени состояли в родстве - он был шурином родного брата Анастасии, Семёна. В 1912 году она вышла за Николая Георгиевича замуж.
Румянцевы издавно жили на Хапиловской улице (сейчас Малая Почтовая), но молодые поселились ближе к Замориным, в собственном доме: № 80 по Ярославскому шоссе - на Церковной горке, в районе Останкино. (Мама рассказывала, что в детстве они ходили собирать малину в лес, где стоит сейчас ВДНХ). В браке Анастасия родила десятерых детей - почти непрерывные 20 лет беременности и чьего-то очередного младенчества. Как-то младший сын Илья спросил: "Зачем ты нас так много рожала?". Она ответила: "Если кто-то умер бы из детей, был бы ангелом".
Трагически погиб в детстве только один ребенок - 4-летняя Капиталина, вот она и была ангелом. На нашем родовом участке Преображенского кладбища на могилах лежат небольшие камни. Это для того, объясняла Анастасия Степановна, чтоб ангелам было, где присесть, когда они прилетают оплакивать умерших.
Помню бабушкины старообрядческие книги с цветными иллюстрациями, где был Иисус с апостолами, ангелы, библейские рассказы. Она рассказывала про Иуду, про царя Ирода, который убивал младенцев. После её смерти это все куда-то пропало.
К иноверцам бабушка относилась с подозрением. Одним из самых страшных ее ругательств было слово "басурман". А тем, кто ходил в помещении в головном уборе, Анастасия Степановна делала замечание и называла "евреями". Я тогда понятия не имел, кто это, думал, что они этим и отличаются.
Известно, что староверы не пользовались посудой, из которых мог есть-пить чужой. Они не пили ни с кем из одной чашки, не посещали трактиров. Вот и бабушка была очень брезгливой, пользовалась только своей посудой и категорически запрещала брать ее - даже детям.
Ещё Анастасия Степановна очень боялась грозы. Как только начинало погромыхивать или сверкала молния, она пряталась - у неё в доме было для этого специальное место - и неистово молилась. С каким потрясением в прошлом это было связано, мы так и не узнали.
Продолжение: "Николай Георгиевич остался комендантом Ходынского аэродрома - у большевиков пока не было ему замены", "Приставы сказали, что, кроме детей, описывать нечего, и ушли"
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru