Найти тему
Дмитрий Зоркий

ЛЕНЬ

Что такое лень – вроде бы известно всем. В сети вообще огромное количество определений этого слова, но ещё большее количество – советов, «как победить лень». Причём в основном чужую, но иногда и свою. Хотя чужую лень побеждать проще: взять в руки кнут… или тот самый засохший пряник, которым, по известному выражению, у нас тоже бьют. Так как лень – понятие социально осуждаемое и даже входит в список основных пороков. Посему у многих людей ничто не дрогнет, если нужно будет отлупить или предать остракизму кого-то за лень.
Однако не всё так просто, как и в большинстве случае с «вроде бы всем известными понятиями».

Бывает ли лень у животных? Вроде есть даже целое животное – ленивец, но его назвали так люди исходя из своих критериев, а вовсе не другие животные. А у животных расклад такой: чем выше уровень обмена веществ у особи и чем менее калорийна поедаемая ею пища – тем больше и быстрее она должна бегать за едой, та же землеройка, например.
Если же пища животного высококалорийна, а обмен не быстрый – то режим дня у него иной: например, лев охотится/бодрствует всего 4 часа в сутки, а остальные 20 даже не то чтобы полноценно спит, а скорее дремлет. Или как сказал бы сторонний наблюдатель – ленится.

Примерно то же было и с нашими предками: генетическая программа постоянной деятельности у приматов в принципе есть, но она поддерживает любую деятельность, а не только целенаправленно приложенную «к общественно полезному труду». А с переходом на мясную, причём обработанную огнем пищу наши предки вообще стали жить как львы.

Вообще чем теплее климат – тем менее активна деятельность: во-первых, жарко (много не наработаешь), во-вторых – всё само растёт, а в-третьих — если много наберёшь, где и как это все потом на жаре хранить? То же самое в очень-очень северных местах, где ничего не растёт. И здесь мы подошли к значимой для человечества вехе: возникновению ручного земледелия, а вместе с ним – неравному распределению ресурсов и к возникновению иерархии.

На собранный урожай теперь претендует не только тот, кто сажал и собирал, а ещё и представители власти, а с тех трясёт дань уже их начальство, и так по нарастающей. Иными словами, появление в зоне работы земледельца «отнимающего человека с палкой» вынуждало конечное звено – того, кто всё выращивал – трудиться не разгибая спины, чтобы после удовлетворения аппетитов всех нахлебников хоть что-то осталось самому. И в результате сформировалось правило: нужно работать больше, больше, как можно больше! А как определить, много или мало поработал? А мало не бывает, поэтому никто не смеет сидеть сложа руки каждую свободную минуту. Чтобы выжить, нужно что-то делать, делать, делать! А не работать – это плохо, это презираемо, это опасно для жизни.

Так возник оценочный, иерархический термин «лень». Формально это термин для тех, кому нужно, чтобы некий подчинённый никогда не останавливал трудовой процесс, иначе будет подвергнут общественному осуждению. Обратите внимание: когда некто говорит «ты лентяй» – он фактически ощущает себя вашим начальником. Он решает, работаете вы или нет. По своим критериям. Он подсчитывает, много или мало вы наработали, и насколько качественно. А вот когда человек говорит «Я лентяй», «Мне лень» – это соответствует его собственному ощущению начальника: «Мне мою работу делать лень, а потому сбегай-ка, подчинённый Сидоров, по моим делам за меня!»

Сейчас нередко встречаются гневные высказывания от старшего поколения: мол, современные подростки совсем охамели, в открытую смеют говорить родителям – «Мне лень!» И логически эта агрессия понятна тогда, когда известно: в иерархической системе с бинарным распределением «ты Начальник — я Дурак, я Начальник — ты Дурак» лень – для Начальников. А подросток в такой системе — Дурак, он ещё для Начальника возрастом не вышел.

Чем выше индивид на иерархической лестнице – тем больше у него прав сидеть в праздности/ничего не делать. И в итоге «на низших слоях» это прошивается в цензуру с детства: «Плохо сидеть сложа руки». И те мамы и бабушки, которые шпыняют своих дочек «Что сидишь сложа руки, в доме всегда есть работа» – по своим представлениям часто действительно желают ребёнку добра: потому что если ребёнок сам, по зову внутреннего контролёра, не привыкнет постоянно что-то делать – иерархическое общество его съест и не подавится. Так говорит опыт мам, бабушек и прочих старших членов мегасемьи. Но любопытно то, что по умолчанию это значит: старшие видят ребёнка в будущем только в низу иерархии. Особенно девочку.

Кстати, отсюда же – частое неприятие мамами, бабушками, тётушками домашней бытовой техники типа посудомоек и стиральных машин. Они пытаются как-то рационализировать это неприятие псевдо-доводами вида «не экономит воду и порошок, портит белье и посуду» и так далее. Но в основе чаще всего – все тот же страх: машинка будет мыть-стирать, а я что в это время буду делать? Сложа руки сидеть? И за то, чтобы я ощутила себя лентяйкой, я должна заплатить такие огромные деньги?..

А если вспомнить, что в иерархической системе кроме понятий «Начальник и Дурак» дополнительной основой является ещё и бинарность – то в этих критериях ленью считается всё, что не работа. То есть не такая работа, которую видно оценщику и которую он согласен учитывать. Если человек сидит, думает, или даже отдыхает между двумя сложными задачами – внешне ему могут сказать, что он лентяй и бьёт баклуши. А если человек сперва таскает нечто туда, а потом обратно, причём совершенно без пользы – со стороны его могут похвалить. Вот-де, не сидит сложа руки, работает!

То есть опять получается, что даже то, работаете вы или нет, лучше всего знаете именно вы. А не некий оценщик со стороны, который пришёл высказаться о вашем времяпрепровождении. Но тем, кому с детства старшие вбивали в цензуру «не сиди сложа руки», в результате имеют внутри мощного контролирующего Родителя, который в принципе не даёт им отдыхать. Стоит только сесть почитать книжку, посмотреть фильм или просто посидеть, включается этот внутренний контроль: «Лентяй(ка)!»
Ещё бы, человек же сидит, не работает. А то, что есть такая важная деятельность, как рекреация – во время зарождения понятия «лень» никто и не учитывал. Тогда семьи были большими, поэтому экономить на здоровье и работоспособности отдельных людей никого не приучали: работал-надорвался-помер, следующий!..

А ещё то, что называется ленью, может быть и охранительным торможением (и полезно бывает сперва отдохнуть, а потом работать). Такой «ленью» страдают чаще всего те, кого принято называть «трудоголиками»: по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: «Что-то я нынче разленился, это нехорошо». И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он «лентяй». А некоторые особо волевые личности «борются с собой», заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.
То же самое происходит. когда организм пытается восстановиться хотя бы частично: то есть рабочий процесс идет, но со сниженной интенсивностью. И человек опять начинает себя корить, засиживается сверхурочно, чтобы наверстать свой медленный темп, от усталости делает все еще медленнее, допускает больше ошибок и т.п. Вроде работает, а результатов нет. Получается одна «имитация бурной деятельности», причем откровенно вредная для здоровья.

А вот еще несколько причин «лени»:

Лень может быть связана с несоответствия характера деятельности и структуры личности. Например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми — у них вскоре пропадет желание делать такую работу. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.

Лень (точнее, апатия) может быть признаком так называемой циклоидности (периодической смены активности и депрессии), причем именно в депрессивной фазе. Циклоид в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе).

Лень (апатия) часто может говорить о наличии собственно депрессии, а точнее – ощущения «что бы я ни делал для решения своих проблем, все равно ничего не изменится». Такая апатия часто характерна для состояния различных кризисов. Ведь чтобы для выхода из кризиса, согласно известной притче, «сбить из молока масло, чтобы не утонуть» – нужно прежде всего знать, куда именно «колотить ногами»: потому что можно последний остаток сил растратить впустую. Особенно если ваша кризисная ситуация всяко сложнее горшка с молоком. Посему для преодоления такой «лени» тоже необходима помощь в диагностике – как минимум в ответе на вопрос «как быть и что делать, чтобы получить желаемый результат». Потому что сделать что-то для изменения ситуации можно практически всегда, важно знать – что именно делать и в каком направлении двигаться.

Но в любом случае лень – это отсутствие заметной значимой деятельности по оценкам кого-то другого. И даже если вы вкалываете в поте лица, создавая какой-то крайне важный проект, за который вы получите много денег, а к вам приходит, допустим, ваша мама и говорит «Вот ты тут за компьютером прохлаждаешься, а посуда не мыта» – переубеждать ее бесполезно. Потому что А – она изначально присвоила себе право оценивать полезность вашей деятельности, Б – делать это она будет по своим незыблемым критериям, и В – вы будете лентяй(ка) только потому, что смеете не делать то, что вам велела делать мама. Сказано вымыть посуду – извольте подчиниться и мыть. Прежде всех ваших дурацких проектов.

Таким образом лень – это мало того что насквозь оценочное понятие, так ещё и крайне выгодное и лёгкое для манипуляции. И желательно иметь это в виду всякий раз, когда кто-то снаружи или изнутри назовёт вас лентяем или лентяйкой.

Часто говорят, что якобы «лень — двигатель прогресса». Данное выражение употребляется как бы с иронией — мол, оправдание для лодырей. Да, безусловно, человек, которому лень вставать и переключать те же каналы на ТВ, так или иначе явился «потребителем и заказчиком» того же пульта дистанционного управления. И для этого «ленивого заказчика» тысячи инженеров изучали (и изучают) физику инфракрасных волн, электронику, кибернетику, химию кристаллов – чтобы изобрести и все время совершенствовать этот пульт; десятки тысяч рабочих паяли и паяют эти кристаллы и делают сами пульты, чтобы «ленивый заказчик» мог переключать ТВ-каналы, лежа на диване.
А если серьезно – то капитализм в его примитивно-рыночной вариации постепенно приходит к противоречию с прогрессом. Потому, что прогресс продвигают люди умные и как раз не ленивые (прежде всего не ленивые интеллектуально): рассчитывая при этом заработать на людях «более ленивых», продавая им плоды своего труда для облегчения их жизни. Но со временем объем товара достигает таких значений, что ленивые уже не в состоянии компенсировать вложенный в эти товары труд деньгами: они просто такого количества денег не заработали. Поэтому прогресс наиболее активно развивается в тех странах, где лениться в основной своей массе не принято.

Безусловно, по жизненным и потребительским мотивациям люди все разные: среди потребителей и производителей есть те, кто ориентирован только на сегодняшние потребности (по принципу «день прошел – и слава богу»), ничего не делая «для завтра»; а есть те, кто хочет завтра жить лучше – и сегодня готов для этого вкалывать, улучшая как свою жизнь, так и жизнь других.
А если уж говорить о двигателе прогресса – то любой конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять — но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям.

Полагаю, что самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие — в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребёнка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не поможет… А уж про начальника, который гневается на подчинённых за недостаточное рвение на рабочем месте, и говорить нечего.

Но в таком случае следует разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребёнку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены «на посылках»?
Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчинённым распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными, или сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе (мол, все равно пойдёт в корзину, или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду).

Строго говоря, ведя речь об «отсутствии мотивации», следует различать мотив и стимул. Это вещи разные.
Стимул в его изначальном значении – это острая палочка, которой древнеримский погонщик тыкал волов, когда они недостаточно быстро тащились с поклажей по древнеримским улочкам. Сейчас этот термин употребляют в самых разных значениях, но как правило, «стимулирование» на поверку означает как раз именно это: когда вас, простите, «тыкают острой палочкой» в какое-нибудь мягкое место, чтобы заставить вас сделать то, чего вы не хотите. И основной принцип стимулирования – «Если ты не сделаешь это, тебе будет хуже».
А мотив – это положительная заинтересованность в процессе и результате, это уверенность в том, что совершив какую-то работу, человек сможет к своему удовольствию воспользоваться плодами своего труда. Основной принцип мотивирования – «Если ты сделаешь это, тебе будет лучше».

И вот когда некто (иногда извне, а иногда изнутри) говорит вам «Ты лентяй, что сидишь сложа руки?» – это он пытается подменить мотив на стимул. Если у вас нет мотива – вас потыкают острой палочкой. Де-факто в такой ситуации человека заставляют делать то, в необходимости чего лично для себя он пока не убедился.

И в любом случае, если «ничего делать не хочется и опускаются руки» — может быть, стоит остановиться и поразмыслить, что именно вы делаете и что вас в этом может смущать. Почему так происходит. Почему, в конце концов, у вас нет мотивации к жизни, нет «жизненнгого драйва», почему вам кажется, что вы идете не в том направлении, — и в каком следует идти именно для вашего счастья и для вашего чувства свободы.
Здесь всё также начинается с диагностики, с познания, с анализа личности и ситуации. И если вы сами не ленивы интеллектуально – я, как системный аналитик, работающий с системами «человек-человек» и «человек-среда», могу содействовать вам в этой диагностике и познании, в установлении причин проблемы и нахождении способов ее решения.

Источник: https://www.naritsyn.ru/laziness.htm

Как бороться с ленью?

Как часто мы ругаем себя за лень. С ленью нужно научиться обращаться и тогда она станет твоим плюсом. Есть несколько способов борьбы с ленью и решения проблем.

1. Творческий подход. Каждое из полушарий нашего мозга отвечает за определенное действие. Левое отвечает за логику и анализ, в то время как правое — за креативность и интуицию. К сожалению, чаще всего доминирует именно левое полушарие, не всегда давая правому полушарию включить интуицию или творить. если же на минуту отключится от проблем, перестать их анализировать и все время думать над решением, то правое полушарие может выдать такое нестандартное решение, которое сделает тебя человеком года!

2. Иногда стоит остановится и отложить все на завтра. Если не суетится, некоторые проблемы могут разрешится сами по себе. Поэтому не стоит зацикливаться, иногда для решения какой то проблемы достаточно просто расслабится.
3. Все по полочкам. Не стоит делать все сразу и браться за несколько дел одновременно. Иногда стоит заставить себя разложить все по полочкам — это поможет тебе определить, какие проблемы надо решить сегодня же, а какие на самом деле не так важны, и их можно отложить на следующую неделю.

4. Дедлайн. У каждого из нас случается такое, что решение какой-то задачи мы откладываем до последнего, а потом ударными темпами пытаемся наверстать упущенное. Не стоит расстраиваться и ругать себя. В любом случае время, которое вы считаете упущенным пошло на подсознательную подготовку и обработку информации. И в результате вы сделаете работу намного быстрее.

5. Двигатель прогресса. И как ни странно, а именно лень заставляет людей придумывать такие остроумные способы решения задач, до которых часто не додуматься даже трудоголикам.