Нивы активно участвовали в австралийских внедорожных соревнованиях с 1984 года и завоевали множество кубков в классе стандартных автомобилей. Чтобы побороться за победы в абсолютном зачёте, в 1988 году команда Lada Race and Rally собрала уникальную Ниву с мощным двигателем V6.
Инициатором проекта был Alan Hawker, директор по продажам Lada Motor Cars Australia, который считал соревнования лучшим способом продвижения тольяттинских внедорожников. Так, с 1984 по 1988 год Нивы выиграли в своём классе C все возможные соревнования, включая Австралийский внедорожный чемпионат. Но, конечно, всё внимание медиа, в том числе драгоценные минуты на телевидении, доставалось более быстрым лидерам абсолютного зачёта.
Автомобили «топовых» классов, сражавшиеся за победу в «абсолюте», разгонялись до 200 км/ч, в то время как "максималка" Нивы – только до 140, то есть ей каким-то образом предстояло прибавить 50-60 км/ч. В команде Lada прикинули свои возможности и решили заявиться в класс F, регламентом которого ограничивалось только количество цилиндров двигателя – максимум на 2 больше, чем у стандартного автомобиля.
Исходя из требований регламента, инженеры команды решили удлинить переднюю часть Нивы и установить под капот мощный, но достаточно компактный двигатель V6. Первым на очереди был местный двигатель Holden 3.8 V8, но он оказался слишком крупным для моторного отсека. В итоге инженеры остановились на японском 166-сильном двигателе объёмом 3.0л VG30E от спорткупе Nissan 300ZX с автоматической коробкой передач:
Надо сказать, что эта Нива – далеко не современный прототип для ралли-рейдов, представляющий собой пространственную раму с пластиковым обвесом. Чтобы улучшить развесовку с более тяжёлым японским двигателем и повысить устойчивость, стандартные передние лонжероны, крылья, и подкрылки Нивы удлинили на 25 см! Практически каждый элемент кузова был усилен в расчёте на возросшие нагрузки. Под новый двигатель пришло варить и новые, более прочные опоры. Также под капотом разместился рулевой редуктор от Nissan Skyline и насос гидроусилителя от Volvo:
Родные главные пары были заменены на более прочные немецкие ZF, раздаточную коробку оставили стандартной. Корпус переднего редуктора остался без изменений, а вот задний мост и крепления тяг и амортизаторов серьёзно усилили. Расчётом подвески занималась компания Quadrant из Хоторна (это пригород Мельбурна), для заряженной и потяжелевшей Нивы австралийские мастера подготовили комплект сдвоенных газовых амортизаторов Bilstein и пружин со специально подобранными характеристиками:
В салоне гоночной Нивы стандартные для гоночных внедорожников два "ковша" с четырёхточечными ремнями, штурманские компьютеры Terratrip, переговорная система, ящики с запчастями, техническими жидкостями, водой, аптечкой, и даже палатка со спальными мешками. Омологированный 80-литровый бензобак – за сиденьями. Каркас безопасности – алюминиевый.
Несмотря на то, из салона убрали лишние обшивки и заднее сиденье, а новый капот и двери были сделаны из пластика, удлинённая Нива с японским силовым агрегатом потяжелела до 1400 кг – это почти на 200 кг больше стандартной советской 2121:
Боевое крещение машина прошла в 1989 году на 500-километровом South Australian Pines rally, где одержала убедительную победу. C учётом полученного опыта мастера Lada Race and Rally изменили настройки подвески, установили под капот сварочный аппарат и заменили АКП на 5-ступенчатую механику от всё того же Nissan 300ZX – пилот Нивы John Bloem жаловался, что «автомат» не очень адекватно работает в гоночном режиме. Это решение увеличило запас хода, немного снизило массу Нивы, и улучшило динамические характеристики - максимальная скорость на прямых достигала 200 км/ч!
В том же году команда собрала второй экземпляр удлинённой Нивы с японским двигателем, но в одной из гонок он сгорел:
Сохранившийся автомобиль дорабатывался и продолжал успешно соревноваться в австралийских чемпионатах ещё несколько лет, пока импорт Lada не сошёл на нет, и дилер перестал вкладываться в рекламу.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об отечественных внедорожниках.