Найти тему
4x4

Гоночная Нива из Австралии с японским двигателем V6 и "максималкой" 200 км/ч

Нивы активно участвовали в австралийских внедорожных соревнованиях с 1984 года и завоевали множество кубков в классе стандартных автомобилей. Чтобы побороться за победы в абсолютном зачёте, в 1988 году команда Lada Race and Rally собрала уникальную Ниву с мощным двигателем V6.

Инициатором проекта был Alan Hawker, директор по продажам Lada Motor Cars Australia, который считал соревнования лучшим способом продвижения тольяттинских внедорожников. Так, с 1984 по 1988 год Нивы выиграли в своём классе C все возможные соревнования, включая Австралийский внедорожный чемпионат. Но, конечно, всё внимание медиа, в том числе драгоценные минуты на телевидении, доставалось более быстрым лидерам абсолютного зачёта.

Заметили очень длинный капот? Подробности ниже!
Заметили очень длинный капот? Подробности ниже!

Автомобили «топовых» классов, сражавшиеся за победу в «абсолюте», разгонялись до 200 км/ч, в то время как "максималка" Нивы – только до 140, то есть ей каким-то образом предстояло прибавить 50-60 км/ч. В команде Lada прикинули свои возможности и решили заявиться в класс F, регламентом которого ограничивалось только количество цилиндров двигателя – максимум на 2 больше, чем у стандартного автомобиля.

Исходя из требований регламента, инженеры команды решили удлинить переднюю часть Нивы и установить под капот мощный, но достаточно компактный двигатель V6. Первым на очереди был местный двигатель Holden 3.8 V8, но он оказался слишком крупным для моторного отсека. В итоге инженеры остановились на японском 166-сильном двигателе объёмом 3.0л VG30E от спорткупе Nissan 300ZX с автоматической коробкой передач:

Двигатель Nissan VG30E с передним редуктором Нивы и первая примерка под капот
Двигатель Nissan VG30E с передним редуктором Нивы и первая примерка под капот

Надо сказать, что эта Нива – далеко не современный прототип для ралли-рейдов, представляющий собой пространственную раму с пластиковым обвесом. Чтобы улучшить развесовку с более тяжёлым японским двигателем и повысить устойчивость, стандартные передние лонжероны, крылья, и подкрылки Нивы удлинили на 25 см! Практически каждый элемент кузова был усилен в расчёте на возросшие нагрузки. Под новый двигатель пришло варить и новые, более прочные опоры. Также под капотом разместился рулевой редуктор от Nissan Skyline и насос гидроусилителя от Volvo:

Хорошо заметно, насколько стала длиннее передняя часть кузова
Хорошо заметно, насколько стала длиннее передняя часть кузова

Родные главные пары были заменены на более прочные немецкие ZF, раздаточную коробку оставили стандартной. Корпус переднего редуктора остался без изменений, а вот задний мост и крепления тяг и амортизаторов серьёзно усилили. Расчётом подвески занималась компания Quadrant из Хоторна (это пригород Мельбурна), для заряженной и потяжелевшей Нивы австралийские мастера подготовили комплект сдвоенных газовых амортизаторов Bilstein и пружин со специально подобранными характеристиками:

1. Настройка устновленного двигателя 2. Alan Hawker - директор Lada Australia в 80-х годах. Заряженную Ниву в его честь назвали Niva Hawk, т.е. в переводе - Нива Ястреб 3. Задняя подвеска со сдвоенными амортизаторами и усиленным мостом
1. Настройка устновленного двигателя 2. Alan Hawker - директор Lada Australia в 80-х годах. Заряженную Ниву в его честь назвали Niva Hawk, т.е. в переводе - Нива Ястреб 3. Задняя подвеска со сдвоенными амортизаторами и усиленным мостом

В салоне гоночной Нивы стандартные для гоночных внедорожников два "ковша" с четырёхточечными ремнями, штурманские компьютеры Terratrip, переговорная система, ящики с запчастями, техническими жидкостями, водой, аптечкой, и даже палатка со спальными мешками. Омологированный 80-литровый бензобак – за сиденьями. Каркас безопасности – алюминиевый.

Несмотря на то, из салона убрали лишние обшивки и заднее сиденье, а новый капот и двери были сделаны из пластика, удлинённая Нива с японским силовым агрегатом потяжелела до 1400 кг – это почти на 200 кг больше стандартной советской 2121:

Второй экземпляр Niva Hawk, который отличался колёсами и пластиковой крышей
Второй экземпляр Niva Hawk, который отличался колёсами и пластиковой крышей

Боевое крещение машина прошла в 1989 году на 500-километровом South Australian Pines rally, где одержала убедительную победу. C учётом полученного опыта мастера Lada Race and Rally изменили настройки подвески, установили под капот сварочный аппарат и заменили АКП на 5-ступенчатую механику от всё того же Nissan 300ZX – пилот Нивы John Bloem жаловался, что «автомат» не очень адекватно работает в гоночном режиме. Это решение увеличило запас хода, немного снизило массу Нивы, и улучшило динамические характеристики - максимальная скорость на прямых достигала 200 км/ч!

В том же году команда собрала второй экземпляр удлинённой Нивы с японским двигателем, но в одной из гонок он сгорел:

Сгоревший экземпляр, фото сделано уже в наши дни. Можно рассмотреть подвеску (у неё  стандартные вазовские рычаги, но усиленные шаровые опоры) и доработки кузова
Сгоревший экземпляр, фото сделано уже в наши дни. Можно рассмотреть подвеску (у неё стандартные вазовские рычаги, но усиленные шаровые опоры) и доработки кузова

Сохранившийся автомобиль дорабатывался и продолжал успешно соревноваться в австралийских чемпионатах ещё несколько лет, пока импорт Lada не сошёл на нет, и дилер перестал вкладываться в рекламу.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об отечественных внедорожниках.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц