На протяжении этого учебного года я готовила своих учеников к сдаче единого государственного экзамена. Конечно, у всех ребят свои цели, свое видение происходящего: куда поступать, какие баллы нужно набрать, надо ли напрягаться, а может, можно обойтись минимумом усилий, и этого уже будет вполне достаточно.
Один из учеников решил, что можно откровенно "забить" на учебу. Он перестал ходить на занятия, ссылаясь на большую нагрузку по остальным школьным предметам, потом у него внезапно появились проблемы со здоровьем, далее - те самые семейные обстоятельства, используя которые я когда-то и сама прогуливала уроки физкультуры, чего уж греха таить.
Очень забавно, что поколения меняются, но все остальное остается при этом неизменным. Дети реально не осознают, что те, кто старше, были когда-то тоже в их возрасте. И тоже прогуливали уроки, не делали домашнее задание, были когда-то наказаны родителями, завалили контрольные... Конечно же, я понимала, что ученик использует данные классические приемы, чтобы "откосить" от учебы.
Мне больше импонирует честность. Как-то раз ко мне не пришла на урок ученица, и на вопрос о том, где она тогда была, та ответила: в кино с друзьями ходила. Зато правда! Для меня это ценно, потому что так я понимаю, что между нами с учениками есть доверие, то, которого в обычной жизни сейчас очень не хватает.
Когда мы разговаривали с тем самым нерадивым учеником, я пыталась донести до него, что скоро экзамены, надо перестать лениться и начать уже заниматься. Все в его руках, есть цель (это действительно так, ребенок знает, чем он хочет заниматься), осталось только немножечко постараться. Итог такой:
"Да, я знаю, чего я хочу в будущем. Но это же будет в университете. Вот там-то я и буду заниматься. А экзамены... мне не хочется тратить на них свое время. Я люблю посидеть за компьютером, посмотреть сериалы, поспать, а вот в университете я уже не буду лениться."
Признаюсь честно, я посмеялась. Ученик искренне верит, что уже в университете он резко станет ответственным и пунктуальным, просто дело не в нем самом, конечно же, а в уроках, школах, экзаменах, болезнях.
А тут можно прочитать, почему опасно учиться на одни пятерки.
Далее я спросила его, почему он не старается повысить баллы за экзамены, если от этого напрямую зависит, поступит ли он в университет или нет:
"Ой, да я вообще в России жить не хочу, поеду куда-нибудь в Америку, может, в Японию или Китай, там поучусь. Здесь университеты не очень, меня нормально не научат, зато там все будет хорошо, работу найду точно."
Что меня поразило в этой ситуации: ребенок не может лишний раз проснуться вовремя, чтобы прийти на занятие, хает все университеты России и страну в целом, но там, "заграницами", он будет все делать вовремя и станет самым ответственным человеком на земле.
Такие вот наивные бывают дети. Как бы самолет свой "заграницу" не проспал :)