В Сассексе разворачивается шедевральная история. Детектив и высокое искусство.
Местный житель — любитель антиквариата Филип Стэплтон — полгода назад на гаражной распродаже купил стилизацию под Пикассо. Сам он теперь утверждает, что ему приглянулась не картина, а рама — настоящее ар-деко, 1930-е годы. Стэплтон заплатил 230 фунтов (около 19 тысяч рублей), поставил свою покупку на стол и шесть месяцев внимательно разглядывал, пытаясь понять, не зря ли он раскошелился.
На картине, которую купил Стэплтон, было указано: «Коллекция Пикассо». Она почти повторяла «Купальщицу, сидящую на берегу моря», которую испанский художник нарисовал в 1930-х годах, в разгар увлечения сюрреализмом, но в более мягких, голубовато-сиреневых тонах.
Спустя полгода «Купальщица» разочаровала нового владельца, и он отнес картину Рози Мэй — эксперту и руководителю сассекского аукционного дома Брайтон и Хоув, чтобы узнать, сколько можно выручить за стилизацию. И с удивлением услышал, что владеет подлинником стоимостью под миллион фунтов.
Британские СМИ тут же объявили о сенсации. «Мы полностью уверены, что это подлинник. Слишком много доказательств указывает на то, что это настоящий Пикассо», — говорила Рози Мэй в комментарии Sky. Объясняя свою убежденность, она рассказала о найденной на обороте картины полустертой карандашной подписи Пикассо и надписи — «Роланд Пенроуз Estate». Пенроуз дружил с художником и действительно получил от него в подарок несколько картин.
В Брайтоне и Хоуве объявили дату аукциона и начали озвучивать свои предположения по поводу возможной стоимости обретенной работы, но тут в истории случился неожиданный поворот. Журналисты The Telegraph вспомнили про Дэвида Хенти — плодовитого художника из Сассекса.
Хенти очень качественно подделывал Пикассо, Ван Гога, Модильяни и других знаменитых мастеров и, как предполагают специалисты, за несколько десятилетий успешно обманул тысячи покупателей на eBay. В тюрьму он, правда, попал за подделку британских паспортов, а вот появление нескольких его фальшивок на аукционах принесло Хенти только популярность. Благодаря скандалу цены на его фейк-искусство взлетели до 5 тысяч фунтов за произведение.
Поначалу Хенти только посмеялся, когда его спросили об обретенном Пикассо, и сказал, что картина выглядит очень знакомой. Даже прислал фотографию раскрытой книги с репродукциями, чтобы показать, что имеет в виду.
Но затем фальсификатор то ли справился с дырявой памятью, то ли решил поддержать интригу и в разговоре с Mirror сделал уже более категоричное заявление. «Это определенно моя работа. Одна из нескольких, что я подарил три года назад», — настаивает художник.
Хенти говорит, что и Роберта Пенроуза на обороте холста упомянул он — просто ради шутки. И подпись Пикассо скопировал, забавляясь. И вообще не собирался продавать стилизацию, а создавал ее только ради собственного удовольствия.
Дэвид ничуть не сожалеет о том, что своим признанием лишил мистера Стэплтона целого состояния: «Дело в том, что он все равно не получит те 750 тысяч фунтов, на которые рассчитывает. Для этого нужен провенанс — документы о происхождении картины, сведения, позволяющие проследить ее историю до Пикассо. Но ничего этого нет — поскольку картина никогда не покидала Сассекса».
Ирония этого заявления в том, что Роберт Пенроуз, упомянутый на обороте полотна, жил в Восточном Сассексе. Пабло Пикассо подолгу гостил в его доме и мог написать сиренево-голубую «Купальщицу» именно там — как предварительную версию той картины, которая хорошо известна исследователям и любителям творчества художника.
Рози Мэй, атрибутировавшая покупку Стэплтона как подлинник, стоит на том, что не ошиблась. «Он (Хенти — прим.ред.) зарабатывал деньги ложью о картинах, поэтому я не верю ни единому его слову. Я не удивлена, что он назвался автором. Но если бы я, например, хотела узнать свои банковские реквизиты, я бы слушала банковского служащего, а не знаменитого грабителя», — говорит эксперт арт-рынка.
Точку в истории о подлинности «Купальщицы» можно было бы поставить с помощью анализа краски. Но Филип Стэплтон решил больше не испытывать судьбу и продать картину с текущим статусом — как возможный, но не подтвержденный подлинник. Торги должны состояться в «Брайтоне и Хоуве» 7 июня. Предполагается, что гипотетический Пикассо будет продан за сумму в диапазоне от 10 до 50 тысяч фунтов. Это, конечно, далеко не миллион, но даже 10 000 уже многократно превысят траты Стэплтона на гаражной распродаже и окупят его переживания.
Внезапный Рембрандт и самый спорный да Винчи на свете
Подобные истории — не редкость в мире искусства, и случаются они не только с завсегдатаями барахолок. Скажем, пару лет назад в доме-музее Поллока в Глазго внезапно разглядели в третьеразрядной копии с портрета Рембранда подлинник фламандского гения.
Это был портрет того самого герцога Бэкингема из «Трех мушкетеров» — с поправкой на то, что он был не любовником Анны Австрийской, а возлюбленным британского короля Якова I. В течение пяти веков картину многократно и неумело реставрировали, так что в итоге она стала походить на собственную копию.
Опознал руку Рембрандта доктор Бендор Гровер, ведущий программы «Потерянные шедевры» на BBC. Он заглянул в музей Поллока, когда отдыхал в Глазго с семьей. И настолько заинтересовался висящей над камином картиной, что не поленился вернуться к ней еще раз — со стремянкой и лупой. Гровер настоял на отправке работы на экспертизу, и уже через два месяца убедился в своей правоте.
А вот с самой дорогой картиной этой планеты — «Спасителем мира» — разобраться не удалось ни за два месяца, ни за два года. Документально подтвержденной истории полотна, приписываемого Леонардо да Винчи, не существует. В XIX веке «Спаситель» фигурировал в каталогах как работа неизвестного автора, написанная в подражание даже не самому Леонардо, а его ученику Джованни Больтраффио. В 1958 году на Sotheby’s его продали за смешные 45 фунтов.
Последующие полвека картина находилась неизвестно где, а в 2005 году всплыла в Нью-Йорке. Арт-дилер Роберт Саймон купил её за 10 тысяч долларов, отправил на реставрацию, а затем нашёл пятерых экспертов, подтвердивших, что это подлинник да Винчи. После этого ее стоимость взлетела сначала до 127, а затем до 450 млн долларов.
Сенсационное открытие «неизвестного Леонардо» моментально было поставлено под сомнение. Подозрения скептиков, в числе которых ведущие мировые эксперты, вызвали ошибки в изображении прозрачной сферы, немыслимые для тех знаний по оптике, которыми владел да Винчи. Кроме того, статичная поза Христа на картине не имеет ничего общего с известными работами Леонардо, особенно теми, которые относятся к позднему периоду его творчества.
Не забыли упомянуть и о вкладе реставраторов в работу — учитывая, что их стараниями от оригинального изображения мало что осталось. Оксфордский профессор Мартин Кемп даже заметил, что после всех перекрашиваний Спаситель стал выглядеть как «повернутый на наркотиках хиппи».
Взбудораженной публике пообещали, что всем сомневающимся будет предоставлена возможность лично оценить шедевр и вынести собственное мнение — сначала на презентации в Абу-Даби, а затем на выставке, которая должна пройти осенью 2019 года в Париже к 500-летию со дня смерти Леонардо. В марте выяснилось, что картина пропала.