Фильм "Вечный зов" задумывался его создателями, режиссёрами Усковым и Краснопольским, как эпопея. Юность, молодость, зрелость героев, их дети и внуки, революция, гражданская война, Великая Отечественная…
Неудивительно, что актёры, снимавшиеся в фильме, проводили в экспедициях на Южный Урал по нескольку лет. Павильонных съёмок было немного. Естественно, что среди актёров сериала страсти кипели, как в плотно закрытой кастрюльке. Любовь и ненависть, ревность и зависть, усталость и злость - вся палитра чувств украшала не только фильм, но и будни съёмочной группы.
Для съёмок фильма даже построили небольшую деревеньку, и только часть эпизодов сняли в реальной деревне Калмаш. Для достоверности процесса в деревне срыли все электрические столбы, и аборигены надолго остались без электричества. Вы удивитесь, но их это не слишком огорчало. Они полностью влились в заданные обстоятельства. Особенно довольны новой жизнью были дети - их интересно и нарядно одевали для съёмок, хорошо кормили и снимали в кино вместе с известными актёрами.
Местные селяне открыли для себя новые виды развлечений. Например, они здорово невзлюбили Вадима Спиридонова, который играл действительно подлого Фёдора Савельева. Несколько раз они не без успеха пытались навалять гнусному Фёдору, совершенно не принимая во внимание, что реальный артист Спиридонов не имеет к его поступкам никакого отношения.
Спиридонову вообще приходилось трудно. Ему особенно часто приходилось менять возраст - то стареть, то вдруг снова молодеть на 20 лет. Чтобы резко омолодиться, он не ел по нескольку дней, гладко брил не только лицо, но и грудь. А затем снова налегал на борщ с хлебом. Ясно, что настроение у него случалось разное.
Вскоре после начала съёмок инфаркт сразил Ефима Копеляна, игравшего кулака Михаила Кафтанова. Истерика случилась с актрисами Тамарой Сёминой и Еленой Драпеко в драматической сцене с пощёчиной.
Местное мужское население поголовно влюбилось в Тамару Сёмину и Катерину Жемчужную - в зависимости от индивидуального вкуса.
Сцену танца цыганки переснимали раз пятнадцать с неизменным интересом со стороны деревенских мужчин. Зато Жемчужная практически падала от усталости.
И только на двух актёров Усков с Краснопольским не могли нарадоваться. Спокойные, доброжелательные, талантливые, Пётр Вельяминов и Иван Лапиков, были уже солидными мужиками к началу съёмок. Усков со спокойным сердцем поселил их в одной избе -должен же быть островок безмятежности в море эмоций.
И вот как-то ранним утром Валерий Усков медленно шёл мимо дома, где жили его любимые артисты. Каково же было его удивление, когда он услышал громкие голоса и понял, что его спокойные и культурные любимчики орут друг на друга, не выбирая выражений! Он поспешил войти – и вовремя! Дело уже шло к драке.
Ускову с трудом удалось выяснить, что явилось причиной ссоры, а когда он всё-таки понял, из-за чего разразился скандал, только глаза вытаращил.
Оказывается, спор был принципиальный - как ставить кипятильник в стакан. Вельяминов с жаром доказывал Лапикову, что тот всё делает неправильно. На что получил резонный ответ о богатом опыте оппонента в деле размещения кипятильника в стакане.
И это, прошу заметить, были самые спокойные члены съёмочной группы.