Меня попросили немного подробнее рассказать про мастер-класс сабельной рубки на фестивале, о котором была предыдущая статья. Это довольно правильный интерес, владение техникой сабельной рубки расширяет ваши возможности и навыки владения как телом, так и сознанием.
Кроме того, это неплохо и для самообороны. Вот обычный зонтик почти обязательный атрибут питерца, и нескольким моим знакомым удавалось не раз отмахаться от пьяной гопоты именно им, используя сабельную технику. Сейчас, кстати, эффективность зонтика как подручного средства для нанесения увечий хорошо демонстрируют участники беспорядков в Гонконге, нанося ими порой серьезные травмы полицейским. Не смотря на их защиту. Так что не считайте обычный свой зонтик чем-то бесполезным для самообороны, вдруг и вам пригодится?
Сабля прожила очень долгую жизнь как личное оружие. Даже во Второй мировой войне отметилась, если вспомнить не совсем удачный выход польской кавалерии на немецкие танки, и куда более удачные действия кавкорпуса Белова и партизан Сидора Ковпака.
Но если вернуться к теме фестиваля, то из-за обилия предоставленных клубов и реконструируемых ими эпох и народов, техника владения саблей встречается самая разная. Хотя концептуально они очень схожи.
Что касается конкретно меня, то я предпочитаю китайский аналог сабли - однолезвийный меч-дао. Попробую объяснить вам, почему, хотя многие мои коллеги по реконструкторскому цеху сторонники западной манеры фехтования.
В практикуемой нами системе боя богомола мэйхуа есть специальный раздел, посвященный фехтованию этим самым мечом дао. Он включает в себя такие формальные комплексы, как “цигецзы, пидао, ланьмэньдао, ечжаньдао, хуэйлундао и др. Эти базовые и продвинутые формы исполняются, как индивидуально, так и с партнером. Акцент делается на бой с одним или несколькими противниками, вооруженными мечами и копьями.
Теоретический аспект данной системы фехтования органично сочетается с системой кулачного боя богомола мэйхуа, являясь его продолжением, но уже с учетом специфики этого вида оружия. С исторической точки зрения, это совершенно бесценный материал, который дошел до наших дней с середины 1700-х годов в практически неизменном виде.
Фехтование мечом дао является самодостаточным методом в рамках системы боя богомола мэйхуа. Его использовали веками для обучения деревенского ополчения и милиции. Простые, но эффективные техники не раз положительно зарекомендовали себя на протяжении трех веков их существования.
Мастера системы боя богомола мэйхуа и их ученики, успешно применяли меч дао против лютых местных бандитов, грозных воинов народного восстания нянь, вооруженных катанами и штыками японских оккупантов.
Собственно у меча дао, который мы для себя тренируем, есть самоназвание - ланьмэньдао или “преграждающий врата меч”. Классическая длинна меча: “сань чи сань” (три чи и три цуня), что составляет 106 см. Меч ковался из так называемой слоеной псевдо-дамасской стали хуавэньнган, а ножны отделывали черной акульей кожей.
Обычно мы изучаем и тренируем две базовые формы этой системы фехтования, они называются цигецзы и пидао. Включая применение и парные наработки всех техник, составляющих эти формы.
Вот перевод описания цигецзы,семи базовых техник работы с ланьмэньдао:
Увернуться, отрубить,
Рубить сверху и отбить
Подбивать и зацепить
Распороть и вверх рубить.
(шань-кань, пи-до, тяо-гуа, хуа-ляо)
Эти техники подобраны так, чтобы дать минимальные навыки владения этим оружием буквально за пару-другую занятий, так как большинство из движений отлично подходят как для защиты, так и для атаки. Особенно два из них, что делают ребята на видео. Потом по мере освоения меняются углы атаки и вводятся другие усложнения.
Выбраны они это не просто так, а потому, что именно формальный комплекс пидао и его техники использовались в подготовке китайских армейских спецподразделений “большого меча” (дадаохуэй). Эти подразделения сыграли немаловажную роль в победе над японскими агрессорами в уезде Хайян провинции Шаньдун.
Поэтому занимающиеся не только узнают для себя много нового о фехтования в рамках системы боя саблей, но и могут прикоснутся к живой истории этой замечательной военной традиции, сохраняя именно старую, традиционную последовательность освоения парной работы от формальных упражнений к свободному поединку с использованием специального снаряжения инбан для снижения травматизма, начиная с изготовления этого самого снаряжения и до свободного боя.
Подводя итог: мы тренируем эту китайскую систему из-за быстроты обучения и эффективности применения.
Дм. Моисеев, СПб