Найти тему
ВЕДОМОСТИ

4 причины, почему инвесторы не хотят вкладывать в российские стартапы

У фондов и бизнес-ангелов есть веские основания не давать российским стартапам денег.

Второй год подряд венчурный инвестор Алексей Соловьев вместе с консалтинговой компанией EY и Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) оценивают состояние российских технологических стартапов в исследовании «Стартап барометр». В 2019 г. эксперты опросили более 530 основателей инновационных стартапов в России. Им задавали вопросы о том, сколько зарабатывает компания, где ищет инвестиции, какой продукт развивает, собирается ли выходить на зарубежные рынки и получает ли поддержку институтов развития. Исходя из ответов можно выделить основные причины, почему компании не находят поддержки.

Причина 1.

Без выручки. С ней у российских стартапов проблемы. Треть (33%) компаний не имеют продаж, 22% стартапов имеют выручку не более 1 млн рублей в год. Однако, несмотря на низкие заработки, у предпринимателей хорошие аппетиты: каждый десятый стартап без продаж и выручки надеется привлечь более $5 млн до конца 2019 г.

Бизнес-ангелы все больше разочаровываются в российском венчурном рынке, некоторые сокращают вложения, другие вовсе перестают инвестировать, потому что не видят историй успеха. Большинство предпринимателей (63%) запускает проект на собственные сбережения. Внешние инвестиции привлекают немногие – 16% получают гранты, а 9% – помощь родственников или непрофильных инвесторов. Бизнес-ангелы сокращают финансирование: только 2% респондентов получили от них деньги против 5% в 2018 г.

-2

Причина 2.

Без продукта. Выручки нет потому, что нечего продавать, показало исследование. Российские основатели не придумывают ничего нового, а лишь копируют и улучшают уже работающие отечественные и зарубежные бизнес-модели – в этом призналось 67% респондентов. 19% респондентов считают, что создали уникальный продукт без аналогов в России и мире. А 5% опрошенных признались, что их компания не производит ничего инновационного, а лишь умеет хорошо продавать товары и услуги.

Причина 3.

Не рвутся за границу. Российский рынок мал, поэтому инвесторы не хотят вкладывать деньги в локальные проекты. Но местные инновационные компании изначально ориентируются на клиентов-соотечественников, им даже в голову не приходит мысль о развитии на зарубежных рынках. 67% стартапов генерируют львиную часть выручки в России. И только у 21% компаний есть продажи в Евросоюзе, у 16% – в Азии, а у 15% – в США. Сами основатели объясняют, что сначала хотят протестировать идею на местном рынке. Или жалуются на нехватку денег на продвижение за границей, говорят, что не понимают специфику рынков других стран. И лишь 6% признались, что считают свой продукт неинтересным для зарубежных клиентов.

Многие предприниматели даже не знают английского языка, говорят эксперты. Им достаточно небольшого бизнеса, который прокормит основателей.

-3

Причина 4.

Надежда на корпорации. Около двух лет назад произошел всплеск интереса корпораций к стартапам. Тогда около 50 крупных российских корпорацийьпублично объявили, что создают акселераторы и будут сотрудничать с инновационными компаниями. Однако обещания не выполнены: 74% респондентов пожаловались, что корпорации им никак не помогают либо помогают слабо. Большинство крупных компаний ограничиваются тренингами и конкурсами для стартапов. Победителям дают гранты, но лишь единицы запускают пилотные проекты в компании, отмечает Дмитрий Курин, директор департамента инноваций МТС. По его словам, для работы со стартапами корпорациям нужно полностью менять бизнес-процессы – начиная с работы службы безопасности, заканчивая работой отдела закупок. Многие до сих пор отправляют стартапы участвовать в тендерах наравне с другими контрагентами, поясняет Курин. Корпоративная бюрократия затягивает интеграцию стартапа в процессы компании минимум на год. За это время молодая компания, скорее всего, умрет.

>> Подписывайтесь на Ведомости в Дзене<<

Читайте также:

На доставке борща в кастрюле можно неплохо заработать

Как стартап из Краснодара помогал строить московское метро

Четыре главные юридические ошибки малого бизнеса