У фондов и бизнес-ангелов есть веские основания не давать российским стартапам денег.
Второй год подряд венчурный инвестор Алексей Соловьев вместе с консалтинговой компанией EY и Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) оценивают состояние российских технологических стартапов в исследовании «Стартап барометр». В 2019 г. эксперты опросили более 530 основателей инновационных стартапов в России. Им задавали вопросы о том, сколько зарабатывает компания, где ищет инвестиции, какой продукт развивает, собирается ли выходить на зарубежные рынки и получает ли поддержку институтов развития. Исходя из ответов можно выделить основные причины, почему компании не находят поддержки.
Причина 1.
Без выручки. С ней у российских стартапов проблемы. Треть (33%) компаний не имеют продаж, 22% стартапов имеют выручку не более 1 млн рублей в год. Однако, несмотря на низкие заработки, у предпринимателей хорошие аппетиты: каждый десятый стартап без продаж и выручки надеется привлечь более $5 млн до конца 2019 г.
Бизнес-ангелы все больше разочаровываются в российском венчурном рынке, некоторые сокращают вложения, другие вовсе перестают инвестировать, потому что не видят историй успеха. Большинство предпринимателей (63%) запускает проект на собственные сбережения. Внешние инвестиции привлекают немногие – 16% получают гранты, а 9% – помощь родственников или непрофильных инвесторов. Бизнес-ангелы сокращают финансирование: только 2% респондентов получили от них деньги против 5% в 2018 г.
Причина 2.
Без продукта. Выручки нет потому, что нечего продавать, показало исследование. Российские основатели не придумывают ничего нового, а лишь копируют и улучшают уже работающие отечественные и зарубежные бизнес-модели – в этом призналось 67% респондентов. 19% респондентов считают, что создали уникальный продукт без аналогов в России и мире. А 5% опрошенных признались, что их компания не производит ничего инновационного, а лишь умеет хорошо продавать товары и услуги.
Причина 3.
Не рвутся за границу. Российский рынок мал, поэтому инвесторы не хотят вкладывать деньги в локальные проекты. Но местные инновационные компании изначально ориентируются на клиентов-соотечественников, им даже в голову не приходит мысль о развитии на зарубежных рынках. 67% стартапов генерируют львиную часть выручки в России. И только у 21% компаний есть продажи в Евросоюзе, у 16% – в Азии, а у 15% – в США. Сами основатели объясняют, что сначала хотят протестировать идею на местном рынке. Или жалуются на нехватку денег на продвижение за границей, говорят, что не понимают специфику рынков других стран. И лишь 6% признались, что считают свой продукт неинтересным для зарубежных клиентов.
Многие предприниматели даже не знают английского языка, говорят эксперты. Им достаточно небольшого бизнеса, который прокормит основателей.
Причина 4.
Надежда на корпорации. Около двух лет назад произошел всплеск интереса корпораций к стартапам. Тогда около 50 крупных российских корпорацийьпублично объявили, что создают акселераторы и будут сотрудничать с инновационными компаниями. Однако обещания не выполнены: 74% респондентов пожаловались, что корпорации им никак не помогают либо помогают слабо. Большинство крупных компаний ограничиваются тренингами и конкурсами для стартапов. Победителям дают гранты, но лишь единицы запускают пилотные проекты в компании, отмечает Дмитрий Курин, директор департамента инноваций МТС. По его словам, для работы со стартапами корпорациям нужно полностью менять бизнес-процессы – начиная с работы службы безопасности, заканчивая работой отдела закупок. Многие до сих пор отправляют стартапы участвовать в тендерах наравне с другими контрагентами, поясняет Курин. Корпоративная бюрократия затягивает интеграцию стартапа в процессы компании минимум на год. За это время молодая компания, скорее всего, умрет.
>> Подписывайтесь на Ведомости в Дзене<<
Читайте также:
На доставке борща в кастрюле можно неплохо заработать
Как стартап из Краснодара помогал строить московское метро
Четыре главные юридические ошибки малого бизнеса