Десять лет подряд, ближе к лету, на фасаде театра оперы и балета им. М.Джалиля можно было видеть баннер благотворительной акции «Театр – ветеранам войны и труженикам тыла», в рамках которой они имели возможность бесплатно посетить оперные и балетные спектакли.
Но в этом году долгожданный для многих баннер может и не появиться. И причина не только в том, что городские чиновники объявили войну наружной рекламе, приравняв к ней плакаты и растяжки с анонсами событий на фасадах культурно-зрелищных учреждений. Не в баннере дело, хотя его отсутствие не осталось незамеченным. Ветераны ждут эту акцию, заранее интересуются афишей и готовятся к походу в театр. А о том, что в этом году, похоже, они так и не дождутся пригласительных билетов, мы узнали, можно сказать, случайно – от нашей постоянной читательницы Галины Ивановны Садыковой. «Всю жизнь я проработала экономистом, но всегда любила театр, симфонические концерты, – пишет она. – Было время, когда я не пропускала ни одной казанской премьеры! Но теперь с этим стало сложнее. Хорошие билеты не по карману, а более дешёвые, как правило, надо «караулить», особенно в оперный театр. А вот моя подруга, такая же театралка, ушла на пенсию с вертолётного завода, и несколько лет назад ей как труженице тыла на родном предприятии совершенно бесплатно предложили билет в оперу, причём на её любимую – «Кармен»! Два года назад ей снова повезло, и она посмотрела балет «Анюта». Подруга и нынче хотела попытать удачу, но на заводе ей сказали, что бесплатных билетов больше не будет». В связи с этим автор письма сетует, что такого рода нечаянные радости, к сожалению, крайне редко перепадают ветеранам.
Увы, в оперном театре подтвердили, что нынче с традиционной благотворительной акцией в лучшем случае придётся повременить. Причём её организаторы расстроены этим ничуть не меньше ветеранов. И в первую очередь – заместитель директора театра Юрий Ларионов, который, собственно, и придумал в своё время эту акцию, предложив создать что-то вроде квоты для ветеранов в летние месяцы, чтобы они могли приходить на спектакли по пригласительным билетам.
– Если говорить о крупных, успешных театрах, то нигде в России такого нет! Ни в Большом, ни в Мариинском, – уверяет Ларионов. – Обычно ветеранов привечают в тех театрах, которые испытывают определённые затруднения с заполняемостью зрительного зала.
У нас другая проблема – люди стремятся к нам попасть, билеты распродаются за месяц вперёд, причём почти мгновенно. Но те же ветераны, даже если их приглашали в другие театры, всё равно приходили ко мне, звонили… Хорошо, если я мог им помочь, но сколько раз было, что в зале ни одного свободного места… Честно скажу, мне стыдно было в глаза смотреть этим людям. А что я мог сделать? Вот тогда мы и придумали для них благотворительную акцию. Пусть не сразу, но нашлись и спонсоры.
– То есть, с одной стороны, это была благотворительность, а с другой, вы просили на неё деньги?
– Это благотворительность по отношению к ветеранам, а кто оплатит предназначенные им пригласительные билеты – это уже наша головная боль. Вы поймите, мы – государственный театр, и при любом раскладе никто не снимает с нас другие обязательства – по сборам, по заполняемости зала, количеству спектаклей и т. д. Нам говорят: «Хотите заниматься благотворительностью? Пожалуйста. Но при этом, будьте любезны, выполняйте план».
– И что же было дальше?
– Мы стали заниматься этим в 2007 году, и на первых порах нас поддержали «Единая Россия» и лично Председатель госсовета Фарид Хайруллович Мухаметшин. Хотя мы много куда обращались и направляли письма. Потом, спустя где-то год, нашли понимание у директора Казанского вертолётного завода Вадима Александровича Лигая, и его заинтересованность, искреннее желание доставить радость прежде всего своим ветеранам в конечном итоге вылились в многолетнее сотрудничество. Ежегодно завод перечислял нам миллион рублей, а заводской и городской советы ветеранов распространяли пригласительные билеты среди своих подопечных. И так мы продержались почти десять лет. За это время в рамках благотворительной акции на наших спектаклях побывали свыше 25 тысяч ветеранов войны и тружеников тыла.
При этом я понимал, что мы могли бы делать для них и больше, и продолжал рассылать письма руководителям наших крупных промышленных предприятий в надежде, что они тоже поддержат нашу акцию. Но – ни ответа, ни привета. А потом и на вертолётном заводе изменилась ситуация – пришёл новый директор, и в целом поменялись приоритеты и возможности. Поэтому буквально на днях я отправил ещё девять писем в разные организации, но пока никаких подвижек. А ветераны между тем уже звонят, беспокоятся…
– Юрий Павлович, у вас успешный театр, который дважды год как минимум гастролирует в Европе. Ответьте, положа руку на сердце, почему вы так трепетно относитесь к этому проекту и не оставляете попыток придать ему новое дыхание?
– Не хочу впадать в пафос, но я действительно считаю, что мы в долгу перед нашими ветеранами. Знаю, как трудно им живётся и в то же время – насколько они тянутся к искусству и открыты для новых впечатлений. Так неужели эти люди не заслужили чуточку больше того внимания, которое направлено на решение их сугубо бытовых, материальных проблем? Ну а главное – это поколение уходит… Всё меньше остаётся тех, кому адресована и наша благотворительная акция. Но, по крайней мере, сегодня и речи нет о том, чтобы свернуть этот проект. Возможно, со временем он приобретёт несколько иной формат. Скажем, есть такая большая категория ветеранов, как дети войны, которые пока не охвачены нашей акцией. На мой взгляд, это несправедливо, и сейчас мы над этим думаем.
«Многим кажется, что других культурных запросов, кроме телевизора и гармошки, у пожилых людей нет. И зачем, мол, старикам театр? – ещё раз процитирую письмо нашей читательницы. – Но в том-то и дело, что сам человек часто совсем не ощущает себя старым. Душа-то не стареет! И в любом возрасте ей хочется прикоснуться к чему-то прекрасному».