11 февраля 2019, мы вместе с историком Дмитрием Михайловичем Софьиным начали разговор о самостятельности Пермской епархии и первых её архиереях.
— Добрый день, Дмитрий! В этом году мы отмечаем 220 лет со дня основания Пермской епархии, расскажите пожалуйста об этом подробнее.
— Здравствуйте, Юрий! Действительно указ об основании Пермской епархии вышел в 1799 году, в царствование императора Павла I и это было решение Святейшего Правительствующего Синода. До этого времени территория Прикамья входила в состав Вятской и Великопермской епархии. Нужно здесь немного, наверное, обратиться к истории и напомнить почему здесь собственно в это время основали отдельную самостоятельную Пермскую епархию.
В ходе реализации учреждения о губерниях императрицы Екатерины Великой от 1775 года было принято решение создать отдельное Пермское наместничество. Оно было воплощено в жизнь в 1781 году, когда в соответствии с указом Екатерины в октябре состоялось торжественное открытие наместничества и его административного центра – города Перми.
— Получается, что все важные даты в Перми так или иначе соотносятся с октябрём. И Пермская епархия обрела самостоятельность в этом месяце и наместничество. Видимо октябрь «пермский» месяц.
— Да, действительно! Ведь потом ещё в октябре 1916 будет открыто пермское отделение Императорского Петроградского университета. История университета нашего Пермского как раз начинается тогда.
Ну и вернемся всё же к нашей теме. Территория Прикамья была выделена из состава Казанской губернии и стала самостоятельным Пермским наместничеством, но при этом в церковном отношении она подчинялась Вятке и Владыка Лаврентий, который в то время возглавлял Вятскую епархию, проводил необходимые церковные мероприятия в связи с важными событиями в истории. Он проводил торжественные богослужения в Петропавловском соборе на открытии Пермского наместничества. Каменное здание собора существовало ещё с тех времен, когда губернского города Перми не было, а было поселение при Егошихинском заводе, но когда создали наместничество и город Пермь, то церковь при заводе переименовали в собор. И он стал первым кафедральным собором на территории города Перми.
Уже в 1797 году, ещё до открытия Пермской епархии, начинается строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора. А когда в 1799 году выходит указ об открытии отдельной епархии, то было решено Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь, который уже начал здесь размещаться, обратить в Архиерейский дом. И собственно сейчас мы находимся в историческом Архиерейском доме и в том зале где мы с Вами беседуем висят как раз портреты Пермских архиереев, среди которых есть портрет первого Пермского епископа – Владыки Иоанна.
— Можно сказать о том, что сейчас сюда может попасть любой из жителей и гостей нашего города! И, кстати здесь совсем недавно начался цикл научно-просветительских лекций под названием «Встречи в Архиерейском доме», на которые мы всех с радостью приглашаем!
— Память об императоре Павле I стала жертвой политической борьбы того времени, так же как собственно и память о отце – императоре Петре III. Дело в том, что император Павле I стал жертвой дворцового переворота 1801 года и в XIX веке о нём было принято отзываться достаточно критически. В целом его оценивали негативно и в исторической литературе того времени. Ситуация изменилась на рубеже XIX – XX веков, когда стали появляться работы историков, которые пристально стали заниматься самим Павлом I, изучать документы, связанные с ним и тогда начался некий пересмотр. Революционные события 1917 года и последующий советский период несколько затормозили несколько этот процесс пересмотра личности и деятельности императора Павла I, но с 90-ых годов прошлого столетия этот процесс продолжился и в настоящее время в довольно уже многочисленныхспециальных работах, посвященных этому императору мы видим выдающегося государя, яркого и талантливого государственного и военного деятеля, человека с большими планами, безусловно человека, мыслящего интересами государства! Ведь действительно существует печальный стереотип о том, что Павел I «ломал» то, что создавала Екатерина Великая. Это не так! Он напротив продолжал тот процесс реформирования, запущенный ещё Петром Великим, который в свою очередь провел реформы практически во всех сферах жизни общества и государства. Екатерина Великая целый ряд реформ Петра I логически завершила и скорректировала то что требовало корректировки, в частности губернскую реформу, которая недостаточно отвечала стоящим задачам. Пугачевский бунт выявил слабостьместного управления, и Екатерина Великая решила пересмотреть принципы губернской реформы, в результате так скорректировав эту реформу, что созданные губернские учреждения практически без серьезных изменений просуществовали до 1917 года. Также и Сенату она придала значение Высшей судебной инстанции, которое он в принципе и будет сохранять также до 1917 года. Так вот Павел Iпошел дальше и фактически он стоял на пороге проведения министерской реформы, но из-за гибели он не успел её провести, хотя целый ряд подготовительных мероприятий был проделан. В итоге министерскую реформу провел его сын император Александр I. Если мы внимательно посмотрим на суть царствования Екатерины Великой, Павла I, Александра I то мы не увидим разрыва, а увидим преемственность. Никто из них не стремился ломать то что сделали предшественники, а на оборот поступательно развивать. А то что знаете говорились в политическом пространстве так это во многом была дань политической борьбе и на это не стоит обращать какое-то преувеличенное внимание.
— Действительно ли централизация Пермской епархии в пределах Пермской губернии принесла те плоды, на которые была рассчитана, или же это был долговременный процесс, который растянулся на годы?
— Развитие отношений государства и церкви шли к тому что было принято решение о том, что должны совпадать границы губерний и епархий. Так было удобней и чисто в административном смысле, потому как государство в XVIII веке проводит ряд мероприятий по скажем так административному подчинению Церкви, здесь нужно сразу сказать, что существующие высказывания о том, что государство себе подчинило Церковь они не точны и не корректны. Что касается канонических вопросов, того что непосредственно связано с жизнью церкви, то они решались церковными деятелями. Святейший Правительствующий Синод состоял из архиереев, которые управляли непосредственно епархиями, а обер-прокурор, государственный чиновник не был собственно руководителем Синода, вопреки некоторым высказываниям, он был лишь представителем государства и обеспечивал взаимосвязь Церкви и государства, для того чтобы светское и духовное законодательство друг другу не противоречили. К примеру, чтобы была понятна взаимосвязь, мы все хорошо знаем поговорку «не хочу учиться, а хочу жениться», так вот Петр Великий распорядился чтобы все дворяне сначала получили образование, а те из них, которые не будут иметь аттестата зрелости не имеют права жениться. Но, браки в то время совершались исключительно в церкви, соответственно обер-прокурор пришел с этим указом в Синод, а они со своей стороны тоже должны были составить указ, который доведен должен быть до всех священнослужителей. Таким вот образом шла работы в Синоде. К тому же в XVIII веке церковное имущество фактически государство секуляризирует, забирает себе и фактически получается, что государство должно содержать священнослужителей. В этом плане можно говорить о подчинении, но исключительно административно-хозяйственном. Обер-прокурору Синода, Императору или же Императрице не пришло бы и в голову заниматься лично решением каких-то богословских вопросов.
— Здесь нужно вспомнить жизненный путь Владыки Иоанна, первого Пермского архиерея. Он родился на юге России в Киевской губернии, в городе Василькове. Получил прекрасное образование в Киевской Духовной Академии и уже тогда настолько себя хорошо зарекомендовал, что был оставлен для преподавания там же и со временем стал даже префектом, вторым лицом после ректора. В дальнейшем он был ректором в ряде учебных заведений, в частности в Новгородской духовной семинарии. Был настоятелем в монастырях, в частности знаменитого Антониева монастыря в Новгороде. Таким образом он приобрел большой опыт, в том числе административно-хозяйственный, а это вдобавок ещё сочеталось с тем, что он был человеком очень ученым. Владыка Иоанн – яркий представитель «ученого монашества» с огромным управленческим опытом. Перед тем как он был назначен в Пермь он был настоятелем Троицкого монастыря в Калязине.
Итак, указ об образовании самостоятельной епархии вышел в 1799 году в октябре, а Владыка Иоанн назначен на Пермскую кафедру в феврале 1800 года. В связи с этим возникает вопрос: «Почему так много времени прошло между образованием епархии назначением первого архиерея?». Дело в том, что первым человеком назначенным епископом Пермским и Екатеринбургским (изначально Екатеринбургское викариатство входило в состав Пермской епархии) был Владыка Арсений, до того епископ Старорусский. Он был назначен в октябре, но то ли не захотел приехать, то ли по состоянию здоровья не смог приехать, то ли было принято другое решение по отношению к его судьбе и вот буквально через несколько недель появился новый указ о том, что Владыку Арсения снова на прежнее место. Он до Перми так и не доехал, точнее скорее всего он так и не выезжал с места своего прежнего служения.
И вот в феврале 1800 года решено было назначить новым архиереем Пермским Владыку Иоанна. Что любопытно! Если Владыка Арсений до назначения в Пермь был уже епископом, хотя и викарным, то Владыка Иоанн до назначения был в сане архимандрита. И вот это действительно необычно, когда во главе самостоятельной епархии, большой, новообразованной ставят человека, у которого не было архиерейского опыта.
В феврале появляется указ о его назначении в Пермскую епархию, тогда же в феврале состоялась его архиерейская хиротония, Владыка Иоанн не мешкая выезжает в Пермь и уже 29 февраля 1800 года он приезжает в наш город. Если скажу, что это было быстро, то не скажу ничего! Дело в том, что по нормам того времени (мы можем легко посмотреть биографии как архиереев, так и руководителей светского управления территорий – губернаторов) между назначением в епархию или губернию и прибытием на место и вступлением в должность проходит обычно 2,3, 4 месяца – это стандартно. А здесь мы видим, что даже месяца не прошло! Это крайне необычно, тогда как, например, в начале XXвека, когда уже и железные дороги есть и сообщение всё равно проходило между назначением и прибытием те самые 2,3,4 месяца. Можно сказать, что вот эта стремительность задала тон дальнейшей деятельности Владыки Иоанна (Островского), поскольку он прославился как неутомимый архиерей, который за короткий срок управления Пермской епархией действительно создал здесь всё! За очень короткий срок он сделал то, что многие могут не сделать и за пять, и за десять лет!
— Наверное стоит сказать о том с чем пришлось столкнуться Владыке Иоанну. Ведь скажем духовенство на тот момент не однозначно относилось скажем к старообрядцам.
— Да, в то время территория Прикамья рассматривалась как очень далекая местность, по тем временам в рамках Российской империи, она считалась «окраиной России». Было принято говорить так: «Есть Россия и есть Сибирь», а Пермь получается, как раз на границе с Сибирью. И когда кого-то назначали в Пермь, то это считалось чрезвычайно далеко и потому особо желающих получить сюда назначение не было.
Первый пермский генерал-губернатор наместник Кашкин приложил огромные усилия, чтобы подобрать здесь соответствующий штат чиновничества. Священнослужителей тоже был совсем не переизбыток. Духовных учебных заведений здесь не было, т.е. нужно было из других более центральных мест приглашать священнослужителей, поэтому сложно было здесь подобрать клир и понятно, что о качестве заботиться, когда количественно не удается решить проблему очень сложно.
— Решению это проблемы и должно было способствовать образование самостоятельной Пермской епархии?
— Да, одна из главных задач образования самостоятельной епархии – это улучшение и скажем так «качества» духовенства. Вспомним как первый пермский наместник Е.П. Кашкин,
который уже неоднократно нами упоминался, подчас решал очень сложные вопросы с духовенством того времени и часто встречался недопониманием. Ведь в конце XVIII целый ряд представителей местного духовенства жестко вёл себя по отношению к старообрядцам, а ведь на территории Пермской епархии проживало огромное количество старообрядцев.
И Евгений Кашкин, при полной поддержке Екатерины Великой, считал, что с старообрядцами диалог нужно вести очень мягко, нужно без всякого насилия добиваться воссоединения старообрядцев с канонической церковью.
Но часть местного духовенства вела свою работу так, что отталкивала старообрядчество от канонической церкви создавала на пустом месте барьеры и препятствовали этому делу воссоединения, делу единоверчества. И Кашкин конечно со своей стороны предпринимал какие-то шаги, но ему сложно было что-то сделать.
— Была такая некоторая местячковость, можно так сказать?
— Да, вот такие какие-то сугубо узкие вопросы, когда нужды одного храма шли в некотором смысле в разрез с интересами церкви в целом. И вот чтобы этот вопрос разрешить Е.П. Кашкину пришлось обращаться непосредственно к Владыке Лаврентию в Вятку и только от него получив «храмозданную грамоту» уже процесс пошел.
И вот когда Владыка Иоанн в 1800 году приехал сюда в Пермь он в-первую очередь провёл ревизию пермского духовенства. Он очень строго отбирал тех, кто подходит и тех, кто не подходит. И тех, кого он считал не способным, не подходящим он удалял. И тут же у него как у самостоятельного епископа появились дополнительные возможности привлечь клир. Т.е. он привлекает священнослужителей из других мест, в том числе тех, кого лично знал с хорошей стороны и которые понимали сложные задачи обустройства церковной жизни на новой отдаленной территории, да и ещё там, где много живёт старообрядцев. Понятно, что для удовлетворения возрастающих нужд в священнослужителях нужно создавать своё учебное заведение и одним из первых деяний Владыки Иоанна (Островского) стало создание Пермской духовной семинарии. И причём он настолько качественно, быстро и энергично поставил эту работу, что уже буквально через год-два количество воспитанников семинарии достигало 399 человек. Можно сказать, что с этого времени в короткий срок благодаря Владыке Иоанну работа была поставлена настолько прочно, что Пермская духовная семинария в полной мере стала удовлетворять нужды в качественно подготовленном образованном духовенстве на территории всей Пермской епархии. Что опять же интересно семинария была создана «на пустом месте», т.е. не на базе духовного училища, или же иного учебного заведения, а чтобы сохранялись и передавались традиции Владыка Иоанн распорядился перевести несколько десятков семинаристов из других семинарий, чтобы они этот семинарский дух с собой принесли.
— Но, при этом не стоит думать, что все 399 были приезжими?
-Нет. 20 человек приехало из Вятской духовной семинарии (откуда собственно Пермская епархия выделилась) и 14 человек из Тобольской духовной семинарии. Но, вот эта «одна десятая» от общего количества человек стали тем «костяком», который передал семинарские традиции, которые могли подтянуть новых семинаристов и привнесли сюда тот самый «семинарский дух».
— Кроме семинарии Владыка занимается и иной просветительской деятельностью. В какой мере Владыка Иоанн осуществил всё задуманное? Был ли этот необходимый импульс доведен до своего логическогозавершения?
— Вообще не нужно думать, что раз Владыка Иоанн приехал и стал «перебирать» здесь духовенство, что здесь совсем не было просвещенных людей, что это был какой-то дикий «медвежий угол». Вовсе нет! И среди духовенства хватало просвещенных и очень достойных священнослужителей, которые стали главными помощниками Владыки Иоанна.
Самое первое дело при создании епархии — это создание Духовной Консистории органа управления. И вот среди нескольких членов консистории мы видим одного из священников Петропавловского собора отца Гавриила Сапожникова, который в истории нашего города известен как первый летописец. Потомки отца Гавриила будут носить фамилию Свидомские и они как раз приобрели всероссийскую, всемирную известность. Это знаменитые братья художники Александр и Павел Свидомские. Они помимо того, что занимались светской живописью, такжеактивное участие принимали в росписи храмов.
— Можно сказать подводя некоторый итог, что личность Владыки Иоанна повлияла и на окружающее его духовенство и может быть даже заронила ту искру христианского целомудрия! К сожалению, не так долго продолжилосьепископство Владыки Иоанна. Много ли было сделано, доведено до конца на Ваш взгляд?
-Да, действительно! Владыка Иоанн отошёл ко Господу накануне Рождества Христова, 24 декабря 1801 года, пробыв таким образом во главе епархии с февраля 1800 по декабрь 1801, чуть менее двух лет. Срок вроде бы небольшой, но все эти месяцы он деятельно занимался организацией жизни епархии, он разъезжал по всей епархии, расставлял священнослужителей по местам, организовывал церковную жизнь. И нет ощущения того, что он что-то не успел, что-то не доделал. За вот этот небольшой срок он реально, действительно основал Пермскую епархию, и его преемник епископ Иустин уже пришёл на устроенное и организованное место, т.е. ему не пришлось буквально ничего доделывать,дорабатывать. Владыка Иоанн не «в черновике» всё это создал, «на скорую руку» что-то, по-быстрому, а он вполне основательно успел сделать всё что было нужно. Источники отмечают, что кончина Владыки Иоанна произошла внезапно. Возможно, что здесь сказалось подорванное здоровье, может быть и климат. Ну и конечно неутомимая деятельность. Обстоятельств точных мы не знаем.
— Очень важно чтобы память о Владыке Иоанне сохранялась. Ведь к сожалению, мы с огромным разочарованием вынуждены сказать о том, что его могила находится сейчас в забвении и запустении, потому как мы говорим о территории, на которой ныне размещается Пермский зоопарк, это территория за алтарной частью Спасо-Преображенского собора. Потому память о первом одном из самых деятельных епископов Пермских должна несомненно сохраняться и передаваться последующим поколениям, и мы благодарим Вас Дмитрий Михайлович за очень содержательную беседу, которая несомненно напомнила нам о важных вехах в нашей истории! Надеемся на дальнейшие встречи и беседы о нашей пермской и российской истории!
-Спасибо Вам!