Найти тему

Урок на всю жизнь: мячик

Соблазн

Этот поучительный случай произошёл, когда я учился в 1 классе, в начале 60-х годов прошлого века. Заканчивался учебный год. Уже распустились сирени, и вся школа в предощущение лета мечтала быстрее попасть на каникулы. В один из таких майских дней меня учительница оставила после уроков. Что-то я там не понял, и она решила со мной поработать отдельно. Во время урока в класс заглянул мой старший брат, и попросился у моей учительницы посидеть на уроке, пока она мне объясняет тему. Мол, он посидит тихонько. А потом мы вместе с ним, моим старшим братом, пойдём домой.

Учительница разрешила ему посидеть на занятии, только велела не мешать. Мой брат учился в 3 классе, старше меня он был на два года. Уж не помню, как и чего там было на том дополнительном уроке. Помню только, учительница вышла зачем-то из класса. А брат мой был глазастый, да и делать ему нечего было. Он сидел и глазел по сторонам. А я в тетради что-то писал, учился. Когда учительница вышла из класса, брат мне зашептал на ухо, что он видел, как она под клеёнку на учительском столе положила деньги. И стал уговаривать меня взять деньги. Мол, мячик купим.

-2

Воришки

Уговорил меня брат. Я согласился. Сунулся брат под клеёнку. А там 20 копеек. Как сейчас помню. Сам я деньги ещё считать не умел. Брат сказал, что 20. Ясное дело, когда учительница вернулась в класс, мы сидели как на иголках, всё ждали, когда же домой пойдём. Но учительница спохватилась раньше. Полезла она под клеёнку, а денег-то нет! Она туда, сюда по сумкам, карманам своим шарить стала. Нет денег! Она нас стала допытывать: не брали ли мы деньги? Мы, замирая, соврали, что не брали. Засомневалась она, стала допытываться. Но мы не сознались.

Может быть, учительница поняла, что мы деньги взяли, но сознаться не хотим? Потому что, перестав нас расспрашивать, она прочитала нам маленькую лекцию о том, как нехорошо воровать. Если бы она этого не сделала, может быть, этот урок и не запомнился. А получилось так, что мы, маленькие воришки, слушали о том, как нехорошо воровать. Долго слушали. Наверное, минут 10. Уши у нас пылали от стыда. Но не сознались. Конечно, мы потом купили мячик. Даже помню, какой он был. Синий резиновый мячик с красной полосой посередине. Гоняли потом его всё лето. Любимый мячик был всё лето, пока его не прокололи, и он стал негодным для игры.

-3

А ведь запомнился этот мячик и 20 сворованных копеек, на которые мы его купили, потом на всю жизнь. Стыд запомнился во время лекции учительницы начальных классов. И никогда больше мы с братом, сколько живём, не брали и не берём чужих денег. Бывали случаи, люди забывали деньги. Даже на виду лежащие деньги не брали. Наоборот, искали и спрашивали: а кто в комнате рабочего общежития, к примеру, оставил деньги на столе? Кто забыл? Никогда чужое не брали. Вот как вовремя учительница отбила у нас, двух маленьких шалопаев, охоту воровать.

Вывод

При воспитании детей правильное воздействие при нравоучении от совершения плохого поступка важнее всего воспитание на будущее, а не нотация на тот момент. Это – главное в деле воспитания. Как в случае с двумя воришками и потерпевшей учительницей, но решившей преподать им жизненный урок, который оказался успешным. Так как всю жизнь этим двум мальчишкам украденные 20 копеек жгут душу.

-4