Ваш проект – из тысячи других – отобрали на питчинг. Есть повод порадоваться, ведь вы не просто проделали большую подготовительную работу – вы проделали ее в правильном направлении, и смогли обратить на себя внимание жюри.
В день «Х» у вас будет всего пять минут, чтобы заставить их влюбиться в ваш проект.
Кино – искусство визуальное, и работают в этой сфере чаще всего люди, на которых картинка действует сильнее, чем любой другой вид информации. Скорее всего, разработку вашей презентации вы начнете с набрасывания текста (логлайн, синопсис, главные герои и их характеры, и, конечно же, ваши контакты), ревизии того, что у вас есть, в случае, если проект включает в себя не только сценарий – и это правильно. Однако отличное выступление на питчинге складывается не только из этого. Ваша задача – оставить ровно столько слов, чтобы передать эмоцию, нерв вашего будущего фильма. Чаще всего на питчингах дают несколько минут для вопросов жюри, так что время рассказать о скучных подробностях у вас еще будет.
Отличный способ разгрузить презентацию от лишних слов – это заказать раздаточный материал: флаеры, открытки, буклеты, альбом с концептами, где вы можете в куда более подробном виде описать все то, на что у вас не хватило времени в презентации (но, конечно, не забывая о красивых картинках). У членов жюри будет возможность ознакомиться с вашим проектом подробнее, после того, как питчинг закончится – и не исключено, что о вас вспомнят именно благодаря раздаточному материалу. Раздаточный материал может иметь и другую, более оригинальную форму – на что у вас хватит фантазии.
По мнению Саймона Мортона, автора книги «Лаборатория презентаций: Формула идеального выступления», ваша аудитория на питчинге будет включать в себя, помимо визионеров, еще и людей, которые воспринимают в первую очередь факты, и тех, кто реагирует на эмоциональную составляющую. Именно эти три аспекта и должна покрывать успешная презентация, и для них существует более или менее удобная форма выражения.
Если вы хотите поделиться фактами – то лучший контейнер для них, конечно, раздаточные материалы, и немного – слайды. На слух цифры или даты не очень хорошо воспринимаются.
Визионеров порадует, если вы подумаете о едином стиле оформления презентации и раздаточных материалов (а в иных случаях в него может входить и ваша одежда, но тут надо быть очень осторожным и понимать контекст, какой именно у вас питчинг, открытое ли это мероприятие). Рисунки лучше, чем картинки из интернета, собственные концепт-арты, фрагменты раскадровки, аниматики или даже снятый трейлер скажут жюри, что с вами можно иметь дело (а продюсеры так еще и порадуются, что это не надо вносить в смету). Чем лучше разработан проект, тем больше у него шансов выиграть питчинг – потому что ясно, что авторы дойдут до конца и сами. Все, что нужно сделать жюри – это немного помочь.
Если вы все же берете картинки из интернета – постарайтесь, чтобы они хотя бы иногда были смешными или неожиданными. Непрерывную речь сложно слушать, и жюри необходимо иногда переключаться.
Практика показывает, что выступление, в котором вы излагаете личный опыт, всегда будет иметь больший успех, чем выверенная по схемам речь. Да, сказать, о чем ваш проект, и какие в нем будут персонажи – необходимо, но постарайтесь сделать это как можно более ясно и кратко. О том, что сюжетов в мире не так много, знает любой человек из индустрии. О том, как круто вы его изложили, станет ясно из текста вашего сценария –и жюри скорей всего его просмотрело, на этапе заявки.
Куда более важно то, зачем вы вообще за все это взялись. А если еще есть какая-то конкретная история, которая стала источником вдохновения – то расскажите ее. В конце концов, все любят слушать истории, которые произошли не с ними.
Лучшее, что вы можете сделать для себя в последние две недели перед выступлением – это отрепетировать его, желательно перед людьми, которые не связаны с вами близкими отношениями и про проект ничего не знают. Но даже репетиции перед зеркалом, с записью себя на диктофон или видео подскажут вам, как улучшить свой текст.
Этим советом не стоит пренебрегать. Выступление перед аудиторией, которая может решить судьбу вашего проекта – это волнительный момент, и эмоции в любом случае как-то проявятся в процессе. Репетиции помогут вам не сходить с основной мысли, которую вы пытаетесь донести.
В каком-то смысле питчинг, хотя и помогает осуществить творческие амбиции команды, является аналогом рынка стартапов. Продюсеры ищут то, что при минимальных вложениях даст больший результат, и нередко выбирают не то, что больше всего понравилось, а то, что более выгодно, с учетом текущей ситуации. Однако это не дискриминирует идею питчинга, ведь самое главное, что вы можете на нем сделать – это заявить о себе и завязать полезные контакты. Вы уже выиграли, если вас отобрали, а если ваше выступление было ярким и харизматичным, то оно рано или поздно принесет свои плоды.