Для начала давайте разберёмся, что представляет из себя подводный добычной комплекс. ПДК состоит из нескольких скважин, которые прямо на дне оснащаются целым рядом элементов. Ключевые – фонтанная арматура, газосборные трубопроводы и системы управления.
С виду комплекс напоминает паука, телом которого является манифольд – устройство, которое «вбирает» в себя потоки углеводородов и подаёт их в основной газопровод. Через него нефть и газ транспортируется на установку комплексной подготовки нефти и газа.
Российские нефтегазовые компании сейчас остро нуждаются в подводных добычных комплексах, а производятся они только за границей. Доля импортных ПДК в нашей стране составляет 90%, поэтому России очень важно иметь собственное производство.
В 2014 году Правительство РФ утвердило госпрограмму «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». Постепенно в России разрабатываются новые решения для отрасли, средства на развитие судостроения есть.
Власти тоже оказывают помощь - в 2018 году на реализацию проектов государство выделило около 2,9 млрд рублей. В 2019 году планируется направить 8,9 млрд рублей, а в 2020 и 2021 годах – по 14,8 млрд рублей.
Однако об отечественных подводных добычных комплексах ничего слышно не было. В начале апреля предприятие «Ижорские заводы» заявило, что начало изготавливать опытные образцы манифольда и донной опорной плиты с интегрированной защитой.
Компания уже назначила дату готовности к испытаниям оборудования для ПДК – 31 августа 2019 года.
Семнадцатого апреля об участии в проекте сообщила ещё одна компания - «ОМЗ-Спецсталь». Предприятие занимается разработкой поковок для манифольда из инновационной марки стали.
К созданию опытных образцов специалисты «ОМЗ-Спецсталь» приступили в марте 2019 года.
В прошлом году в Минпромторге заявили, что серийное производство элементов ПДК может начаться в 2021 году. А вот когда в России начнут выпускать подводные добычные комплексы в полном комплекте, неизвестно.